Страшное, грубое, липкое, грязное

26 и 27 октября петербургский «Этюд-театр» показал премьеру – спектакль «Демоны» по пьесе киевского драматурга Натальи Ворожбит. Начало третьего по счету сезона для молодого коллектива оказалось знаковым – главным режиссером вместо ушедшего Дмитрия Егорова стал Семен Серзин, выпускник художественного руководителя театра В. М. Фильштинского, а Алексей Никитин сменил на директорском посту Данила Вачегина. Первые показы «Демонов» прошли в мае на сцене еще не закрытого On.театра, и сейчас, когда спектакль окончательно утвердился в репертуаре и закрепился в пространстве «Скороход», можно смело сказать, что к чести и достоинству бывшей мастерской Фильштинского кадровые перестановки не подорвали в ней главного: пронзительной, порой жестокой правдивости, хорошей актерской гордости и какай-то первозданной независимости. По-прежнему существует конкретный, иногда чересчур категоричный, но неизменно авторский стиль.

Наталья Ворожбит, для широкого круга зрителей известная как автор сценария сериала «Школа», в своей пьесе «Демоны» рассказывает о жизни в украинской глубинке, где технический прогресс еще только тихонько скребется в хату, а пьяные угары и суеверия являются абсолютной и безоговорочной действительностью. В центре повествования – престарелая самогонщица Нина, или Нинец, как ее называют односельчане (Алессандра Джунтини) и заезжий маргинальный сибиряк Славик (Владимир Карпов). История их взаимоотношений по своей сути является пересказом тех украинских (читайте, русских) реалий, имеющих место не только в провинции, но и везде. К сожалению.

Демоны, которые одолевают героев, это вовсе не порождение их безумной фантазии или простоты душевной, а проявление истинного характера. Они раздирают на части целостность человеческой личности, подталкивают на мерзости и безумные поступки, вытаскивают всю затягивающую, черную, бездонную подноготную из еще способных к чувствам душ. В этом спектакле вы не увидите настроения задумчивого и сурового демона с одноименной картины Врубеля, не ждите от него также и гоголевских дифирамбов Малороссии, здесь в пору целиком цитировать «Все кругом» Зинаиды Гиппиус:

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жестко-тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, черное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!

Режиссер Семен Серзин и остальные создатели спектакля предпочли намеренно гротескную, утрированную линию в характерах персонажей: если продавщица сельпо, то обязательно фигуристая, несколько вульгарная особа, трепетно хранящая фотографию Валерия Леонтьева с автографом, стало быть, отвоевала с боем на концерте кумира. Если эстрада – то Алла Пугачева и ее песни, мелодии которых нестройным хором выводятся во время обширных застолий с не менее обширными возлияниями. Если герой-любовник – то кожаные штаны, трехдневная щетина, шевелюра, побои и непременные измены.

Диалоги и реплики персонажей иногда гомерически смешны, актеры балансируют на грани фарса, но без риска быть превратно понятыми. Здесь все по-простому, без лишних рефлексий и надуманных ситуаций. В пометках-значках, по традиции «Этюд-театра» графически сопровождающих афиши каждого спектакля, «Демоны», помимо пометки «современная пьеса», наделены постоянным эпитетом «жесть». Эта оценка, данная создателями, обращает внимание на определенную долю саркастического комизма. Действительно, спектакль полон нюансов и моментов, вызывающих разнообразные градации смеха, начиная робкой и заканчивая высокомерной ухмылкой. Невозможно не отменить огромное количество находок по части реквизита, актуальных и, бесспорно, злободневных: оцинкованные ведра с надписью «святая вода», вэб-камера, помогающая ее владельцу совершить спиритический сеанс с выходом в астрал. Эти удачи художника Софии Матвеевой проявляются не только в мелочах, но и в сценографии в целом. Созданное ею пространство опутывают провода-трубы – безусловная и очевидная аллегория строения самогонного аппарата, эти нехитрые приспособления являются источником живительной влаги для всех персонажей. Воды боятся разве что ведьмы (Вера Параничева, Надежда Толубеева, Любовь Даминева), но и они используют ее, приручая людей к грехам. Ведьмы, кружась в неистовых танцах, обнажают не просто абстрактную порочность, а неких общих демонов, имеющих вполне конкретные названия: алкоголизм, лень и безразличие. «Этюд-театр», как и всегда, в своем прочтении предельно откровенен и правдив.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Екатерины Зяблицевой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.