Валерий Ворона: «Общество близко к пониманию того, что наша культура теряет свое былое величие»

14 февраля в Большом Зале московской Консерватории состоялся гала-концерт и церемония вручения международной премии в области музыкальной педагогики имени М.М. Ипполитова-Иванова. В интервью порталу MUSECUBE ректор знаменитой «Ипполитовки» и одновременно президент Фонда «Русское исполнительское искусство» Валерий Ворона рассказал о предстоящем концерте и об общих тенденциях в российском музыкальном образовании.

— Валерий Иосифович, расскажите, пожалуйста, о концерте 14 февраля.

— Чтобы понять суть нашей новой инициативы, позволю себе небольшой экскурс в историю. Наш Фонд отмечает свое двадцатилетие. В этот поворотный период нашей истории, в котором присутствовали и революционный подъем, и эйфория от открывшихся свобод, и разочарования, и социальные потрясения, и трагедии, мы, естественно, вынуждены были сопротивляться внешней стихии, вместе с тем, пытались генерировать новую ситуацию в культурной жизни. Сегодня мы находимся в эпохе, которую можно охарактеризовать словами советских классиков И.Ильфа и Е. Петрова: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Мы посчитали, что грех не воспользоваться такой «привилегией». Попытались консолидировать музыкантов, использовать новые возможности для отстаивания нашего уникального достояния, каким является русская исполнительская школа.

К счастью, в самом начале пути нас поддержали выдающиеся музыканты современности — М.Ростропович, В.Берлинский, Ю.Башмет, В.Крайнев, В.Третьяков, Н.Петров, Н.Калинин, Н.Шаховская и многие другие, которые вошли в состав Совета попечителей новой организации. Оглядываясь на прошедшее двадцатилетие, можно констатировать:

Валерий Ворона
Валерий Ворона
главное, что нам удалось — это показать на примере одного Фонда возможности, которые дало новое время для реализации общественных инициатив с одной стороны и роль общественных организаций в новых условиях, как инструмента в реализации запросов общества с другой. Наша деятельность – это призыв: «Давайте сами созидать свою судьбу!». Раз появилась возможность осуществлять свои идеи и влиять на ситуацию, значит, время брюзжания на кухнях прошло. Можно и нужно действовать. Да, нам было нелегко, временами очень нелегко. Если бы мы знали, какие нас ждут трудности, может и не отважились бы на подобные повороты в своей жизни. Вспомните те потрясения, которые пришлось в эти годы пережить всей стране — расстрел Останкино 1993г, «Черный вторник», дефолт 1998 года, коллапс банковской системы, пирамиды, обманутые вкладчики, Дубровка, теракты в метро, взрывы зданий, подводная лодка «Курск», события на Кавказе, наконец, всемирный экономический кризис 2009 г. Все это, как Вы понимаете, не способствовало вниманию к культуре и осуществлению наших планов. Тем не менее, нам немало удалось. Мы провели своими силами (в этом был наш принцип — не просить у государства, а опираться на свои возможности) сотни мероприятий национального и международного масштаба, многие из которых вошли в историю как значительные явления культурной жизни. На всю страну прозвучали такие масштабные проекты, как Мост культуры «Россия-Япония» с участием М.Ростроповича, С.Одзавы и оркестра «Нью Джапан филармоник», «Телевизионный цикл «Звезды в Кремле», «Международная академия «Мастер-класс», «Международный фестиваль и конкурс им. М.М.Ипполитова-Иванова», «Возрождение гастрольной карты России», самая крупная в России негосударственная стипендиально-премиальная программа «Золотой талант», Фестиваль «Новый век русского исполнительского искусства», программы «Выдающиеся соотечественники», «Восходящая звезда», создание Московского молодежного камерного оркестра, и многие другие начинания, включая десятки фестивалей, конкурсов, симпозиумов мастер-классов т.д.

Наша новая акция — Международный праздник музыки «Звезды классики в поддержку российской музыкальной культуры и образования!», которая прошла 14-го февраля в Большом зале консерватории – это не просто юбилейное мероприятие и не очередной фестиваль. Это новый этап в нашей работе и новый масштаб, обусловленный требованиями времени и нынешними тенденциями в музыкальной сфере. К нашей большой радости, эту инициативу поддержали крупнейшие зарубежные музыканты. Мы считаем, что Россия — это очаг, который питает выдающимися музыкантами весь мир. Это, своего рода, заповедная зона общемирового значения, которую надо охранять всем миром. То, что совершают наши педагоги, бесценно. Поэтому мы впервые учредили Международную премию в области музыкальной педагогики имени Ипполитова-Иванова — выдающегося музыканта и общественного деятеля, роль которого в становлении нашей образовательной системы еще предстоит осознать.

Одним из инициаторов проекта является выдающийся музыкант современности скрипач и дирижер Максим Венгеров — посол ЮНИСЕФ, обладатель премии Грэмми. Благодаря его влиянию в музыкальном мире и общественному темпераменту, проект вызвал огромный международный интерес. Его поддержали выдающиеся музыканты, среди которых Чечилия Бартоли, Хосе Каррерас, Денис Мацуев, Жан Лук Понти и многие другие. Мы планируем, что каждый год наша акция будет собирать в Москве, а, возможно, и в других городах, ведущих звезд классической музыки, чьи имена привлекут общественное внимание к проблемам музыкального образования в России.

Основной концептуальной особенностью первой церемонии 14-го февраля стало то, что каждого лауреата — выдающегося педагога поздравлял его известный ученик. Открыл вечер шестилетний внук Ю.Башмета — ученик Г.Турчаниновой Грант Башмет. Он принял участие вместе со взрослыми лауреатами международных конкурсов С.Безотосной и А.Будниковым в своеобразном прологе, специальном номере, написанным Юрием Потеенко — Парафраз «В скрипичном ключе», отражающем путь скрипача от начальных пьес, этюдов и упражнений до всемирно известных тем виртуозных скрипичных шедевров. Максим Венгеров, который был главным действующим лицом вечера и как скрипач, и как дирижер, играл для Захара Брона и Галины Турчаниновой. В честь Сергея Доренского играла несравненная Екатерина Мечетина. Известный виолончелист (в недавнем прошлом стипендиат Фонда) Борис Андрианов играл для своего выдающегося профессора Натальи Шаховской. Альтист Андрей Усов вместе с Ксенией Башмет играли для Юрия Башмета.

Еще одна премия была вручена, увы, посмертно. Накануне церемонии всю страну облетела трагическая весть – ушла из жизни выдающаяся певица и педагог Ирина Масленникова, лауреат нашей премии. Предназначенная ей награда была передана семье. Зал почтил память Ирины Ивановны вставанием и минутой молчания, а Максим Венгеров и Екатерина Мечетина отдали дань ее памяти, проникновенно исполнив Вокализ Рахманинова.
Таким образом, наш вечер стал праздником со слезами на глазах в буквальном смысле слова. В зале царила удивительная атмосфера. Ей в немалой степени способствовала солистка Мариинского театра Мария Максакова, которая не только пела, но и вела церемонию. Установленный на сцене большой экран позволял общаться с выдающимися музыкантами всего мира, которые прислали свои видео-приветствия. Высочайший исполнительский уровень и значимость происходящего на сцене придало празднику особую событийность. Многие были растроганы до слез, даже мужчины. Всю церемонию сопровождал Московский молодежный камерный оркестр – коллектив, с которым сотрудничают крупнейшие дирижеры и исполнители. Оркестр буквально покорил публику своим мастерством, темпераментом и молодой энергией. Иначе, наверное, и быть не могло – ведь за пультом стоял сам маэстро Максим Венгеров! В завершение церемонии Государственная академическая хоровая капелла им. А.А.Юрлова (художественный руководитель Г. Дмитряк) совместно с Молодежным оркестром под управлением М.Венгерова исполнили «Аллилуйя» из Мессии Генделя.

Не меньший интерес вызвало и второе отделение концерта, в котором принял участие Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония». Была исполнена «Шехеразада» Римского-Корсакова. Особая привлекательность для публики состояла в том, что Максим Венгеров не только дирижировал, но и играл все скрипичные соло этого грандиозного сочинения, повторив, тем самым, почти через сто лет эксперимент великого бельгийского скрипача Эжена Изаи.

Церемония вызвала широкий интерес в России и за рубежом и, без преувеличения, вызвала новую волну энтузиазма. Многие музыканты с мировым именем, бизнесмены и представители деловых кругов видят большую перспективу этого начинания и готовы участвовать в его развитии. Мы ощущаем предпосылки для нового движения в поддержку музыкальной культуры. Сегодня нужна переоценка и переосмысление ее роли и функции в развитии цивилизованного общества. Рады, что инициатива получила высокую оценку в профессиональной среде и в государственных структурах.

-Какие задачи у Фонда «Русское исполнительское искусство»?

— Дело в том, что сферой исполнительского искусства у нас сегодня по-настоящему заниматься некому. Это и определяет наши задачи. Исполнительское искусство очень уязвимо и само по себе не выживает. Носитель этого искусства — живой человек, и после себя он ничего не оставляет. Все, что он делает, передается из уст в уста и остается только в эмоциональной памяти. Есть, конечно, записи, но научить играть они не могут. Чтобы освоить опыт предшественников и стать профессионалом высокого уровня, необходим личный контакт педагога и ученика, начиная с 5-6 лет и, как минимум до 25-27 лет. Без великого исполнителя нет великого композитора. И если мы не сможем воспитывать высокоодаренных музыкантов, соответствующих мировому уровню, тогда это все будет катиться вниз. Это во-первых. Во-вторых, если музыканта не заметить вовремя и не предъявить его талант обществу, он не состоится. Он не может, как писатель, писать в стол или, как композитор, оставить после себя партитуру.

Исполнительская школа создается веками. Еще в допетровские времена в Россию стали приглашать лучших музыкантов, ученых, архитекторов из Европы. На это не жалели денег. Так в России создалась передовая школа, которая обогатила мир выдающимися музыкантами, навсегда вошедшими в историю, и которая по сей день является важным фактором влияния России в мире как страны великой культуры, ее особым конкурентным преимуществом. К сожалению, у нас сегодня нет профессионального, компетентного понимания функции культуры в развитии цивилизованного общества, в воспитании гармонично развитой личности, в духовном развитии нации. Без насыщенной высокоинтеллектуальной среды невозможен успех ни в каких сферах деятельности, в том числе и в науке. И такую среду может создать только культура.

-Бюджет на культуру в России по-прежнему выделяется, что называется, по остаточному принципу.

Да, у нас всегда находится что-то более важное, чем культура. Нам говорят, что сейчас трудные времена и деньги нужны на другое. Но не бывает легких или трудных времен, они такие, какие есть. Общество — это тот же организм, где нет ненужных органов. Все они важны! Если не уделять культуре первостепенного значения, то всегда и во всех областях, и прежде всего, в социальной сфере будут перекосы и бреши, болезни и неудачи, общество будет дичать и становиться более агрессивным. Сейчас, слава Богу, начинают проглядываться позитивные тенденции, но сегодня локальными мерами мы не обойдемся. Похоже, все общество уже близко к понимаю того, что Российская культура теряет свое былое величие. Не хотелось бы, чтобы наше поколение осталось в истории ответственным за это. Нужны кардинальные сдвиги, иначе мы потеряем один из немногих оставшихся приоритетов, которыми Россия обладает в мире. Мы стараемся делать со своей стороны все возможное, чтобы этого не произошло — разработали концепцию развития музыкальной культуры, пытаемся поддерживать всю инфраструктуру, привлекать к осуществлению наших проектов как можно больше соратников. Эта сфера требует постоянного ухода и заботы общества. Она не дает молниеносной экономической отдачи, но дает бесценный и не менее важный косвенный эффект (хотя, здесь есть серьезные экономические возможности, которые мы не научились использовать). На голом энтузиазме уже не продержимся. А материальная база у нас просто несопоставима с той, что на Западе, а теперь и на Востоке. Сейчас у нас стали вкладывать огромные средства в спорт, в игроков, строится много спортивных объектов. Это вселяет надежду. Может, и до культуры дойдет очередь?

— Вы являетесь ректором института им. Ипполитова-Иванова с 2004 года. Какие положительные изменения произошли за это время?

— Наш институт обладает богатой историей. Он дал стране немало выдающихся музыкантов, ставших подлинными народными любимцами и навсегда вошедших в историю. Институт относится к числу ведущих учебных заведений, формирующих уровень музыкальной культуры и образования в стране, является неотъемлемым звеном ведущей в мире Московской исполнительской школы. Институт возник на базе одного из старейших музыкальных училищ. Сейчас в помещении, построенном для училища, находится и среднее, и высшее звено, а материальная база осталась прежней. В этом наша главная проблема. Это и диктует нашу стратегию. Нужно, прежде всего, привести в соответствие с требованиями федерального высшего учебного заведения материальную базу. Нам нужно общежитие, хороший концертный зал, дополнительные учебные площади. Институт активно развивается. Открываются новые кафедры и направления, инициируются интересные общественные начинания, международные фестивали и конкурсы, симпозиумы и мастер-классы, совершенствуется работа структур. Мы гордимся новыми кафедрами, которые сразу стали популярными, востребованными и заняли ведущие позиции. Это кафедра композиции, на которой работают лучшие представители отечественной композиторской школы — Е. Подгайц, М. Броннер, А. Флярковский, И. Кадомцев; кафедра симфонического и оперного дирижирования — в числе ее профессоров такие мэтры, как В. Понькин и Ю. Симонов; кафедра народных инструментов, на которой преподают ведущие исполнители и профессора народного жанра, и которую возглавил молодой, талантливый музыкант Д. Дмитриенко.

— Удается ли Вам сейчас уделять время преподавательской деятельности? У вас есть ученики?

— Педагогика была и остается главным делом моей жизни. У меня полный класс, много активно концертирующих лауреатов. Конечно, за каждого болит душа. Мы создали музыкальное агентство, чтобы помогать в организации концертной деятельности молодым музыкантам, создали Молодежный камерный оркестр, с которым имеют возможность играть молодые дирижеры, молодые солисты, и с которым сотрудничают, как уже говорилось, крупнейшие музыканты современности. То есть, мы даем молодым дарованиям, своего рода, трибуну для того, чтобы они могли предъявить свой талант обществу. Мы стараемся, чтобы наши студенты и стипендиаты Фонда имели возможность еще во время учебы приобрести большой жизненный и профессиональный опыт.

— Уровень абитуриентов сильно упал?

— Общая тенденция сегодня не радует. К сожалению, теряется престиж профессии, и даже действующие музыканты вынуждены подрабатывать в других сферах. Жизнь в Москве дорогая, и даже считающиеся большими зарплаты в 30-40 тысяч рублей недостаточны, чтобы полностью отдавать себя профессии. Я часто выезжаю за границу и вижу уровень музыкальных учебных заведений. Позиция педагога дает возможность достойно существовать. У каждого профессора есть свой класс. Как правило, это апартаменты, начиненные аппаратурой, сродни телестудии. Там есть все — и подиум, и звукозапись, и видеозапись, замечательные акустические и электронные инструменты. Там прекрасные концертные залы, библиотеки (в т.ч. электронные), и у студентов ко всему этому есть доступ. К сожалению, в России отсутствует система пожертвований, в том виде, в каком она действует на Западе. Там законодательство поощряет меценатов, облегчает их налоговое бремя, у нас же такого закона до сих пор нет. Но самое главное, там престижно вкладывать деньги в строительство концертных залов с прекрасной акустикой, в развитие музыкального образования. Там понимают, что такие вложения окупаются не сразу, но зато результат говорит сам за себя. У нас же все хотят быстрой выгоды. Тем не менее, нужно действовать. И мы в нашем фонде достаточно оптимистично смотрим в будущее. Правильно обозначить проблему — это уже половина успеха.

Беседовала Софья Тихомирова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.