Глаголом жечь сердца людей: III Международный поэтический фестиваль «Барто»

Глаголом жечь сердца людей: III Международный поэтический фестиваль «Барто»
Фото предоставлено организаторами фестиваля

С 8 по 11 ноября в ТЮЗе имени А.А. Брянцева проходил III Международный поэтический фестиваль «Барто». Среди 60 заявок были выбраны лучшие 15 работ детских студий Москвы, Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Колпино, Макеевки, Тольятти, Липецка, Долгопрудного, которые были сыграны на Малой сцене театра. Помимо этого, для детей были организованы мастер-классы по сценическому движению, речи и актерскому мастерству, ведущими которых стали: Егор Дружин, Юрий Васильев, Ольга Карленко и Кузьма Стомаченко. Был проведен круглый стол, на котором художественный руководитель фестиваля Ольга Карленко и председатель жюри Борис Ивушин провели интересный разговор для педагогов коллективов-участников. Дети смогли почувствовать себя профессиональными актерами, приобщиться к истории ТЮЗа имени А.А. Брянцева и обогатиться опытом общения с другими театральными коллективами. 

Уникальность Международного фестиваля «Барто» состоит в том, что дети исследуют поэтические возможности русского языка и художественного почерка поэтов, погружаются в гармонию звуков и познают мир ритмики. В этом году в центре внимания оказались — Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Марина Цветаева, Александр Островский, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Агния Барто, Корней Чуковский, Роберт Рождественский, Иван Бунин и др. Среди зарубежных авторов — Уильям Шекспир и Доктор Сьюз. Не обошли стороной и современную интерпретацию классических сюжетов —  сыграли «Золушку» Аглаи Соловьевой.

8 ноября выступили театральные коллективы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Утонченный спектакль «Снегурочка» театра-студии «Александрино» (ЦДБ им. В. Голявкина Кировского района, режиссёры – Алла Белоусова, Максим Зарецкий) позволил увидеть, как меняется человек под воздействием любви, и как все живое вторит этому горячему чувству. Прозрачно-легкие, невесомые движения Снегурочки выделяют ее из окружающих. Она — словно колышущаяся от дуновения ветра листва березки, хрупка и отрешенна. Ее обижает забывчивость Леля, быстро переключившегося на Купаву. Главная героиня тоже хочет испытать яркое чувство и отдает жизнь за миг любви. Истории жизни двух девушек раскрываются параллельно. Купава, отвергнутая Мизгирем, увлекается Лелем, полная жизнелюбия и желания испытывать радость бытия. Пожар чувств, яркость любовного жара, жажда петь и рассказывать о счастье, переполняет героиню. Тем же охвачен и Мизгирь, который не может вытерпеть разлуки со Снегурочкой. Миг их любви короток и трагичен, но упоителен. Не находящий в себе силы расстаться с любимой, полный нетерпения, он приближает ее скорую гибель, но мужественно отправляется с ней в царство смерти. Фольклорные напевы и фантастические костюмы духов леса, волшебные декоративные панно погружают в сказку Островского, столь близкую по накалу чувств к реальности. Мария Чебанова за роль Купавы награждена призом «Яркая творческая индивидуальность».

Постановка «У самого моря» Театральной студии «Арт-Магия» (ГБУ ДО ДТЦ «Театральная семья» Невского района, режиссёр – Ольга Агеева) — глубокое изучение духовного состояние лирической героини Ахматовой. Четыре актрисы размышляют о взрослении человеческой души и прощании с иллюзиями детства. От стихов веет морским бризом и слышится шелест волн, чему вторит сценография, изображающая горы, как капканом покрытые рыбачьими сетями. Главная героиня, как Ассоль, мечтает о царевиче. Ее жизнь полна детских восторгов и умением ценить мгновение. Но тяга любить отнимает у девочки остроту привычных ощущений и приносит боль. Ей неинтересно живое чувство сероглазого мальчика, а нужна великая мечта о царевиче. Тайные предчувствия, тоска и томления души меняют ее характер. Смерть возлюбленного оказывается переходным моментом жизни и полностью отрезвляет героиню. Она выходит в мир обновленной, но не ожесточенной — наполненной божественным светом и готовой принимать удары судьбы.

Спектакль «Сказка о попе и работнике его Балде» Детского музыкального театра «Серебряный ключик» (ГБУКДЦ «Ижорский», г. Колпино, режиссёры – Елена Павлович, Светлана Елякина) познакомил с народным, площадным, многозвучным театром. Сундук с куклами и чудесными сказками привлекает внимание детей, полных желания играть. Они с легкостью увлекаются происходящим и становятся героями сказки Пушкина. За все надо платить, — такова мораль веселой и динамичной истории, рассказанной актерами на одном дыхании.

Работа «Крылья» Театральной студии «Взлёт» (режиссёр – Анастасия Бурла) переосмыслила стихотворение Рождественского «Баллада о крыльях» и заострила внимание на том, как общество формирует личность человека уже со школьной скамьи. Учитель как надзиратель в камере — утрированно прямолинеен и строг. Необходимость следовать норме и быть исполнительным противостоит желанию свободы и творчества. Опаздывающий на урок ученик выделяется из массы своим непослушанием и силой характера. Именно он мечтает сделать крылья и взлететь над землей. Тетрадь становится полем для реализации фантазий молодой пытливой души. Герою дается шанс показать себя, и лишь один человек сочувствует его начинаниям, веря в его невероятную задумку. Чувствуя себя обманутыми, разочарованные люди безжалостно наказывают героя, осмелившегося преступить правила. Смерть становится для персонажа долгожданным обретением свободы — и крылья вырастают за спиной. Хоровое начало, возможность почувствовать оттенки слова наполняет постановку.

Театральная студия «Согласие» (ГБУ ДО ДТЦ «Театральная семья» Невского района, режиссёр – Ирина Коваленко) показала спектакль «Мы играем» по стихам Б. Заходера, А. Усачева, С. Маршака, Э. Успенского, Г. Сапгира. Зрителям удалось вернуться в эпоху СССР и увидеть, чем была наполнена жизнь детей. Артисты исследовали возможности театрального языка и то, что так привлекает в искусстве — импровизационное начало, многогранность эмоций: «Кто попадет в театр, не забудет его никогда».

На второй день приехали не только коллективы из Санкт-Петербурга, но и детские студии из Москвы и Тольятти. Третий класс театрального отделения (ГБУ ДО ДШИ им. М.И. Глинки, режиссёр – Елена Шаламова) сыграл постановку «Муха-Цокотуха». Обаятельный паук и пышущая жизнью муха, а также все остальные участники лишь играли в трагедию, зная, что все окончится хорошо. Позитив, чудо жизни, вера в добро и торжество счастья наполняет спектакль. Танцевальная работа зарядила позитивом и позволила увидеть знакомый текст с новой стороны. Спектакль награжден специальным призом жюри «За театральное озорство и обаяние».

Спектакль «Золушка» Театральной школы «Я — Актёр» (режиссёр – Надя Альмухаметова) познакомил с современным переосмыслением хорошо известной сказки. Сюжет полон юмора и иронии над персонажами, которые усиливается за счет того, что текст произносят довольно юные актеры. Милая и нежная история полна различных жизненных замечаний, например, «второй раз лучше не жениться, будет только хуже», размышлений о том, как эффектно любят появляться женщины, не только феи. Сказка о справедливости и благородстве обогащается современным контекстом и позволяет вписать историю в реальность 21 века.

Театральная студия «Юность–1» (школа №1324, г. Москва, режиссёр – Никита Мищенко) исполнила постановку «Маяк-1» по стихам Маяковского. Песня Вертинского «Без женщин» задала настроение происходящему, ведь главными действующими лицами оказались музы. Прозвучали ставшие культовыми стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Левый марш», «Послушайте!», «Лиличка!», «Стих о советском паспорте», «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», отражающие бурю чувств и характер поэта. Детское произведение «Эта книжечка моя про моря и про маяк» наполнило, как важно помогать другому в трудную минуту и освещать жизнь человека. Каждый это делает своим образом, поэт, например, — стихами.

Еще одна «Сказка о попе и работнике его Балде» Театра-студии «ART-MAXIMA» (ГБУ ДО ЦВР Центрального района, режиссёр – Эльнара Магеррамова) показала, насколько по-разному можно прочесть одну и ту же историю Пушкина. Шуты, балаган, танцы погрузили в задорное настроение, а распределение ролей прямо во время сценического действия принесло настоящее удовольствие от театральной игры. Страшные грезы попа о щелчках благодаря режиссерской фантазии превратились в видение о чертях, а соревнование Балды с чертями — настоящий бойцовский ринг. Новости из лукоморья от Василисы Красивой, боевая Кобылица — все наполнено юмором и радостью. От щелчков поп молодеет на глазах и возвращается в детство — герою дается второй шанс. Прекрасный, духоподъемный спектакль стал лауреатом фестиваля.

Работа «Слон Хортон высиживает яйцо» Детской театральной студии «Премьера» (при Драматическом театре «Колесо» им. Нар. арт. России Г.Б. Дроздова, г. Тольятти, режиссёр – Елизавета Двинская) тоже наполнена импровизационным самочувствием. Милая и поучительная история о верности и постоянстве слона и ветрености птицы рассказывает о том, что любовь творит чудеса. Узнаваемая ситуация — молодая мать, которой надоело заниматься высиживанием яйца, хочет беззаботно проводить время. Добродушный слон соглашается ее выручить, в итоге птичка пропадает навсегда. Милый слон высиживает яйцо, и даже зимой не хочет с ним расставаться, боясь, что птенец может замерзнуть. Доброта слона стала залогом новой жизни: у него рождается малыш с ушами и хвостом слона. Искренняя постановка по стихотворению Доктора Сьюза напоминает «что посеешь, то и пожнешь».

В третий фестивальный день, помимо петербургских студий, были коллективы из ДНР, Липецка и Долгопрудного. Постановка «Демон» Театра-студии «Горошины» (режиссёр – Евгения Латонина) сделана на исключительно высоком уровне. Мрачная история Лермонтова об одиночестве и эгоизме любви рассказана подробно и объемно. Мир гордых духом кавказцев показан изнутри: вот кадушка с виноградом, который ногами мнут герои, вот национальные танцы, вот бои с копьями и кинжалами. Демон жаждет обновления и близости, увидев, как божественно светла Тамара. Главных героев артисты играют поочередно — каждому дается возможность испытать на себе бурю переживаний и рассказать о ней по-своему. Болезненное увлечение мятежным духом приводит к ожидаемому концу: смерти, но это не конец истории. Сражение и борьба за душу невинной девушки оканчивается победой светлых сил, и демон вновь остается один, проклятый небесами. Гранат, разрезанный кинжалом, как погибшая душа, истекает кровью, рисуя образ истерзанного человека. Видеопроекция луны и утопающих в омуте вод, ласкающих друг друга, пар добавляет сюрреалистичности постановке. Спектакль награжден специальным призом жюри «За яркое профессиональное прочтение поэтического материала».

Композиция по лирическим стихотворения Бунина «Море» Театральной студии «ТЭМ» (Гимназии №1, г. Липецк, режиссёр – Эльмира Мельниковская) представляет сложный, живописный спектакль о радостном восприятии мира и благодарности богу за жизнь и возможность любить. Рыбаки попадают в кораблекрушение и оказываются на острове — спасенные торжествующие, словно перерожденные. Сценографическая минималистичность акцентирует внимание на мировидении артистов, рассказывающих об удивительных картинах мира, всплывающих перед глазами.  Спектакль награжден специальным призом жюри «За лучший актерский ансамбль».

Спектакль «Наш сосед Иван Петрович» Православного театра «Пчёлки» (воскресной школы при Храме святого Андрея Первозванного, г. Макеевка, ДНР, режиссёр – Юлия Шевелева) — попытка понять мироощущение человека, все время недовольного происходящим. Он хочет видеть то, что хочет, вразрез с реальностью, потому что хмура и уныла его душа, и это единственный способ заявить о собственных переживаниях. В противовес ему показаны дети, за минуту находящие множество разных интересных дел и отдающиеся им на сто процентов: они аккумулируют счастье. Спектакль по стихотворение Барто награжден специальным дипломом «За смелость, стремление к творческому развитию и любовь к театру».

Литературно-музыкальная композиция «Детство» по стихам Цветаевой, Театрального коллектива «Балаганчик» (МБУ ДО ДТШ «Семь Я», г. Долгопрудный, режиссёр – Наталья Орешкова) погружает в начало 20 века и презентует размышления поэтессы о том, как предки повлияли на  ее становление. Лирический и полный радости спектакль рисует значимые этапы жизни поэтессы: открытость и безмятежность детства, смятение чувств и подростковое становление. В спектакле прозвучали стихотворения: «Баловство», «Бабушка», «Какой-нибудь предок мой был скрипач» и др.

Завершил показы спектакль «Ей нет четырнадцати лет» по мотивам «Ромео и Джульетты» Шекспира Театральной студии «Жираф» (ДкиТ Курортного района г. Сестрорецк, режиссёр – Эмилия Любченко). Наполненная эмоциями юность уничтожает все на своем пути и не задумывается о будущем. Печальный мотив флейты пронизывает постановку, в которой каждому удается побыть главным героем. Дети размышляют о любви — всерьез и по-настоящему.

III Международный поэтический фестиваль «Барто» — это прекрасный опыт творческого взаимодействия талантливых детей разных регионов России, возможность духовного и профессионального роста, а также знаковое место встречи единомышленников. Фестиваль зарядил положительными эмоциями всех участников — актеров, зрителей и членов жюри, обескураженных искренностью и профессионализмом ребят, увлеченных безграничными возможностями художественного слова.

Аглая Прокофьева специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.