За тех, кто в море

kinopoisk.ruОднажды, в далеком 1920 году, в заснеженной Норвегии шестилетний мальчик едва не утонул в озере во время неудачных прыжков по льдинам. Мальчика выловили и откачали, но боязнь воды преследовала его всю жизнь. Что, впрочем, не помешало ему семнадцать лет спустя доплыть до полинезийского острова Фату Хива и обосноваться там вместе с молодой женой Лив, а еще через девять лет – отправиться в полное опасностей путешествие через весь океан на плоту, в компании молодцов, практически не разбиравшихся в тонкостях мореходства. Звали этого мальчика Тур Хейердал.

Храбрый норвежец проделал путь в 5000 миль с целью доказать, что Полинезия заселялась не из Азии, а из Южной Америки, что океан для древних поселенцев являлся не препятствием, а средством передвижения. Причем Хейердал не настаивал на том, что эти миграции действительно имели место, а лишь обосновывал их возможность. Вышеупомянутый плот был построен по аутентичной модели мореплавателей прошлого — из бревен дерева бальса, без использования гвоздей, болтов и прочих твердых креплений. Соблюдая законы природы и трепетно относясь к мифологии полинезийцев, Хейердал нарек свой плот именем их первопредка и Бога Кон-Тики, который, согласно сказаниям, в незапамятные времена приплыл с Востока и высадил на острова первых поселенцев. Во время путешествия, богатого приключениями, команда Хейердала добросовестно вела своеобразные путевые заметки, фиксируя все происходящее на камеру. В 1950 году эти видео-отрывки были смонтированы в полноценную документальную ленту, удостоенную премии «Оскар». Камера с одинаковой бесстрастностью запечатлевала и рифы, и бури, и акул с прочими морскими обитателями… По прошествии более чем полувека режиссеры Хоаким Роннинг и Эспен Сандберг («Бандитки», «Макс Манус: человек войны») решили представить экспедицию на Кон-Тики в ином ракурсе и создать ее субъективную картину, добавив красок и драматизма и подчеркнув философский аспект.

Тур Хейердал (П.С.В.Хаген) предстает перед нами в образе типичного романтического героя, одержимого безумной идеей и заражающего своим энтузиазмом таких же фанатиков. И мы верим, что он заслуженно добьется своей цели, несмотря на трудности с финансированием, скептицизм научного сообщества, укоры жены и недоверие товарищей по команде. И свое неумение плавать. Чем не Филеас Фогг XX века? Но чем дольше Кон-Тики бороздит просторы океана, тем ощутимее становится чувство заброшенности, вселенского одиночества, ореолом окутывающее плот. Если предположить, что исход авантюры Хейердала неизвестен, то всё экранное действо приобретает чуть ли не экзистенциальную окраску: Кон-Тики вырывается из мира людей и стремится в никуда, навстречу полной неизвестности, в которой моряки надеются обрести свою сущность. Камера прекрасного оператора Г.Х.Андреассена поднимается все выше, и постепенно Кон-Тики становится похожим на крошечный островок в безбрежном океане Соляриса, недвусмысленно намекая на шедевр А.А.Тарковского. Хейердал отчаянно желает достичь конца экспедиции, но, в то же время, он страшится этого, потому что именно в ней он черпает энергию и силы продолжать борьбу.

При определенной медитативности и лаконичности, свойственной скандинавским кинематографистам, Роннинг и Сандберг вдохнули в историю Тура Хейердала жизнь. Приятно видеть, что из документального фильма в художественный перекочевали многие детали, на первый взгляд, незначительные, но создающие необходимую атмосферу. В их числе – попугай Лолита, «единственная женщина на корабле»; модель плота, которую мастерил один из моряков; защитная корзина, оберегающая ныряльщика от нападения акул; и тому подобное. На «Золотом

Глобусе» и «Оскаре» «Кон-Тики» не повезло — слишком сильной оказалась конкуренция в лице Михаэля Ханеке и его «Любви». Тем не менее, у себя на родине, в Норвегии, фильм стал не только самым кассовым в 2012 году, собрав порядка 14 миллионов долларов, но и самым дорогим в истории (хотя по голливудским меркам бюджет в 15 миллионов кажется мизерным). Главная заслуга режиссеров состоит в том, что они сумели выйти за узко национальные рамки и сделать байопик о Хейердале и плавании «Кон-Тики» привлекательным для любого зрителя. Рассказанная ими история воспринимается не как подвиг одного великого норвежца, а как гимн силе человеческого духа, интеллекта и несокрушимой воле к победе. Чего порой не хватает всем нам, верно?

Фильм «Кон-Тики» в российском прокате с 18 апреля.

Алексей Комаров, специально для musecube!


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.