Чудеса телепорта от «No Smocking Orchestra»

6 марта в клубе «Космонавт» прошел концерт группы «No Smocking Orchestra». Все ждали от вечера чего-то необычного, революционного, откровенного. И дождались.

В последние дни общественность активно обсуждает позицию групп, тех кто «против», и тех, кто «за». Эмир Кустурица достаточно жестко высказал свое мнение относительно ситуации на Украине, когда выступал в Самаре. Война в Югославии – настоящая трагедия, которую он никогда не сможет забыть, принять. Она занимает одну из главных линий творчества Кустурицы -музыканта и Кустурицы – режиссера. «Вы братья, мы братья. Нельзя допустить крови! Посмотрите, что стало с Югославией. Нельзя, чтобы такое случилось и у вас!». Когда оркестр играл «Прощание Славянки», у некоторых людей на глазах стояли слезы. Такая сила жизни, любви и мира лилась со сцены.

Этот концерт был нужен людям, переживавшим нервное состояние неопределенности, которое висело в воздухе в последние недели. Они внезапно успокоились и улыбнулись. Стали танцевать. И даже подпевать артистам – пусть не всегда понимая точный смысл слов. Но чувствуя музыку, чувствуя, что в песнях поется о любви, о добром и нужном. О свободе.

Концерт, как, впрочем, и любой концерт «No Smocking Orchestra», был очень атмосферный. Когда стоишь в зале и видишь это действительно невероятное представление, которое разыгрывают многочисленные артисты на сцене, то перемещаешься в сербские деревни, на цыганские свадьбы, в жару Дня Ивана Купала. Никогда не стоишь на месте, летаешь. Вот ты в фильме Кустурицы, вот в тихом, знакомом с детства месте, а вот в уголке, в котором никогда раньше не бывал и не думал о его существовании.

Есть такое мнение, что музыка «No Smocking Orchestra» достаточно однообразна и от ее прослушивания можно быстро устать. Уверена, все, кто был в зале, никогда бы с этим не согласились. Балканская музыка – это то, что идет от народа, а разве душа народа может наскучить? Она, наоборот, с каждой минутой все больше и больше раскрывается.

На концертах Кустурицы хочется чувствовать единство места, времени и действия. Вот рядом с тобой танцует девчонка, а вот ее уже вытащили на сцену «делать акробатический спорт» и заставили отжиматься от пола. На сцену выскочил какой-то парень – это ни у кого не вызвало злости или негодования. И не понимаешь, элементы шоу ли это, или так, в импровизации, и должен проходить концерт.

«Хайнекен, наш скрипач – выдающийся музыкант. Хайнекен, правда, что ты можешь сыграть все, что угодно? Покажи нам класс!» Звучит классическая музыка. Остальные артисты подыгрывают. «Нет, не нужно этого! Давай «unza unza time». Зал ревет при первых знакомых нотах, и это несмотря на то, что любимец публики, заводила группы, один из основателей оркестра, Нелле Карайлич, не приехал в Санкт-Петербург. Поклонники не совсем понимают, с чем это связано, были даже те, кто поднимал плакаты со словами «Где Нелле». Но большинство радостно воспринимало концерт, а новый участник абсолютно гармонично смотрелся на сцене.

Вопреки ожиданиям, долгого и многократного «биса», который бывает у народно любимых коллективов, не было. Может быть, у группы не принято выходить несколько раз, а, может быть, не сильно звали и не очень долго ждали. Но эмоции на концерте были получены такие, которых хватит еще на неделю вперед. Вспоминаешь, как на сцене скакал скрипач с головой лошади, как вынесли огромный смычок, и вся группа соревновалась, у кого лучше получится играть, как гитарист повесил свой инструмент на какую-то адское приспособление, и гитара крутилась, как пропеллер у Карлсона. И вот ты снова в фильме «Андерграунд», «Жизнь как чудо» и, конечно же, «Истории на супервосемь».

Кристина Гайдук, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Екатерины Горчаковой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.