Последний четверг каждого месяца на главной сцене Клуба Алексея Козлова выступает Ilugdin Trio. Время творить красоту – замечательная традиция. В телевизорах и на мониторах компьютеров, за окнами и в мыслях случайных прохожих грязь и сумрак, ужас и чернота, а в это время лучшие представители современной российской инструментальной музыки раз за разом выходят на сцену, чтобы подарить нам с вами час-другой наслаждения красотой. В состав трио входят основатель коллектива пианист Дмитрий Илугдин, его давнишний сподвижник и друг по музыкальному цеху барабанщик Пётр Ившин, а также присоединившийся около года назад замечательный контрабасист и бас-гитарист Михаил Дмитриев.
Событие, к которому был приурочен концерт 26 октября, – торжественное и прекрасное – выход на CD аудиоверсии состоявшегося ровно девять месяцев назад в Театральном зале ММДМ концерта Ilugdin Trio & OpensoundOrchestra. Есть в этом что-то символичное: отпустить в свободное плавание музыкальное детище точно в назначенный срок. Музыку предваряет вступительное слово Льва Боровкова – одного из сооснователей лейбла JAZZIST, на котором выпущена новая работа Ilugdin Trio. Альбом под названием «Solaris» уже опубликован в интернете, а его материальное воплощение пока что в ограниченном количестве ожидает у входа в зал будущих счастливых обладателей. И всё же наибольшую ценность для Илугдина представляет музыка, которая ещё нигде не записана. Любая зафиксированная красота – вчерашний день, ушедшее, свершившееся…, а потому с момента пусть не записи и сведения, но уж точно презентации, для такой музыки, очевидно, начинается новый отсчёт, новый этап взрослой жизни.
На альбоме нашли место лишь композиции, исполненные с оркестром. Между тем, в первой части концерта в Клубе Козлова Илугдин, Ившин и Дмитриев выходят на сцену втроём. Это всего лишь пролог. Звучат три пьесы – три «В»: «Воображение». «Возрождение». «Впечатление». «Воображение» ещё нигде не записана. Пока что это лишь нечто почти неосязаемое: отрывистые фразы и фразочки, наложенные на энергичный ритм, короткие импульсивные всплески и сразу следом брызги и отголоски. «Возрождение» появилось на свет совсем недавно: раздумья, медленные шаги из угла в угол, из конца в конец. В этой комнате всего лишь шесть тесных квадратов. Прогулка превращается в назойливые перетоптывания, в неритмичный стук каблуков. Немногословная мелодия и глуховато-гулко-хриплый звук контрабаса. «Впечатление»…. или, если быть точнее, «Первое впечатление» начинается с капели или с ручейка. Здесь много ударных, отбивающих не только ритм, но и рифму, и вкус потока. Апофеоз – самостоятельность барабанного взрыва, когда из аккомпанемента он превращается в соло, оставляя рояль на заднем плане по соседству с задумчиво поющим контрабасом.
Сцена заполняется солистами OpensoundOrchestra. Один за другим под свет прожекторов выходят Андрей Рухадзе (скрипка), Мария Фомиченко (скрипка), Анна Чугаева (альт), Диана Будняк (виолончель).
Исполнение «Прелюдии №7» становится настоящим шоком. Насыщенность и проникновенность их партий дорогого стоит! Чувственная и трагическая, по своей мощи и драматизму прелюдия неожиданно стала кульминацией концерта, фактически задала высочайшую планку, понижать которую впоследствии уже не было ни малейшей возможности. Чудесно, что ансамблевые аранжировки не превратили музыку в кроссоверную зарисовку, когда роль струнников сводится к вторичным подыгрываниям. Музыканты не переступили тонкую грань, отделяющую их от высокого искусства.
«Море там» – разговор языком музыки. Как признаётся композитор, всему виной воспоминания детства, проведенного на рижском взморье. Музыка навечно, память навсегда. «Чужие окна» звучат, будто в продолжение морского пейзажа, когда накатывают одна за другой волны, когда шуршит галька, а над головой слышатся резкие крики чаек. Вот и окна, мелькающие, бликующие, невольно заставляют задержать на мгновение взгляд, чтобы уже в следующий момент сфокусироваться на следующем стекле, за которым тоже течёт своя жизнь, скрывающая трагедии и наслаждения, несчастья и радости. А впереди волнующая кода с тихо шепчущей мажорной грустью.
Продолжает струнную часть концерта «Ноктюрн №2». Придуманный ещё в начале XIX века лиричный величественный жанр и свободная структура произведения спустя два с лишним века сподвигает композиторов к творчеству, а романтичная задумчивость неизменно радует слушателей. Нонстопом исполняется пьеса под названием «Время». Оно неумолимо бежит вперёд, тянет прочь. Гортанные хрипы контрабаса и фортепианные трезвучия гонят вперёд, всё дальше и дальше. Одновременно твёрдо и мягко подстёгивает развитие аккуратный ритм.
Кинематографичный «Solaris» подводит аккуратную черту. Опять упругий бас и множественные триоли на рояле. Пальцы ласкают клавиши. Илугдин повторяет, убеждает, вгоняет в транс, как это зачастую происходит в совсем уж современной музыке. В «Солярисе» нет того исступлённого, экстатического драматизма, который неоднократно несся со сцены в течение всего вечера. Надо немного успокоиться, подготовить себя к возвращению в серые будни. На сегодня праздник почти окончен, чтобы продолжиться завтра, послезавтра или в другие дни. Как сложится. Как придёт вдохновение.
Девять пьес и один концерт. Девять страниц одного осеннего вечера. Каждое произведение – полноразмерное полотно, каждый предваряющий музыку рассказ – либретто, своего рода отдельный мазок, дополнительно окрашивающий созвучия в полутона. Илугдин объясняет, подсвечивает невидимые стороны, деликатно подсказывает, а слушатель уж как-нибудь сам справится, благо он у Ilugdin Trio грамотный, разбирающийся. А, впрочем, разве может быть иначе? Ведь музыка – это всегда диалог, в котором одна сторона говорит, а другая нарочито громко думает. При этом каждая из сторон выражает невыразимое в форме бесконечной спирали, которую невозможно вывернуть обратно, и лишь решение автора – приостановка вечного кручения.
Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Кирилла Видеева здесь