Ярослав Забояркин: Мне сложно представить музыкальный Петербург без имени С. М. Слонимского

Ярослав Забояркин: Мне сложно представить музыкальный Петербург без имени С. М. Слонимского
Фотография предоставлена пресс-службой Филармонии им. Д. Д. Шостаковича

26 февраля в Большом зале Филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоится концерт-посвящение памяти композитора С. М. Слонимского, который ушел из жизни в феврале прошлого года, оставив после себя прелестную музыку и добрые светлые воспоминания в сердцах людей, которые знали его лично.

О личности композитора, о его музыке, о программе концерта рассказывает в интервью Musecube дирижер Молодежного камерного оркестра Заслуженного коллектива России (ЗКР) Ярослав Забояркин.

— Ярослав, когда, где ты пересекался с Сергеем Михайловичем Слонимским? Помнишь свое знакомство с ним?

Да, конечно я помню тот момент, когда впервые увидел Сергея Михайловича. Это была абсолютно случайная встреча в коридоре исторического здания Санкт-Петербургской консерватории, когда я был студентом первого курса. Я с ним поздоровался, он со мной тоже.

Если говорить об общении с Сергеем Михайловичем, то ребятам с композиторского отделения повезло, конечно, гораздо больше. В том смысле, что они могли и, безусловно, должны были посещать его занятия. Мои сокурсники рассказывали о переполненных аудиториях на его парах. Он искусно играл на рояле фрагменты различных опер и симфоний, рассказывал и одновременно анализировал их. Жаль, что не удавалось посетить эти занятия, так как у нас, студентов оркестрового факультета, в это же время были свои пары и свои педагоги, к которым мы тоже стремились.

Возвращаясь к Сергею Михайловичу, хотел бы добавить, что уже тогда понимал, каков масштаб его личности для отечественной и мировой музыкальной культуры.

— Потому, что он, по сути, живой классик?

— Да, да. В то время я уже немного был знаком с его музыкой. Дело в том, что моя семья была тесно связана с Ленинградским домом композиторов. Мой дедушка, Станислав Горковенко, был художественным руководителем и главным дирижером оркестра ленинградского радиотелевидения и записал очень много музыки ленинградских композиторов. Когда я был ребенком, летом мне иногда удавалось приезжать к нему в дом отдыха для композиторов в Репино, где он проводил время вместе с моей бабушкой. Кстати, до сих пор там осталось несколько домиков, в одном из которых Шостакович сотворил свою 15-ю симфонию. Постепенно я узнавал тех композиторов, которые также проводили там время. Потому все эти фамилии мне знакомы с детства – Портнов, Тищенко, Цытович, Фалик, Фиртич, Слонимский, Мнацаканян, Успенский, Корчмар…

— Когда началось более основательное знакомство с работами Слонимского?

— Спустя многие годы я начал знакомиться с произведениями Сергея Михайловича, так сказать, непосредственно на сцене. Это были его симфонии. Поступив в консерваторию, я сразу пошел работать в оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Мы часто играли его симфонии, в основном это были премьеры! Если не ошибаюсь, у него 34 симфонии. Когда играешь впервые только что написанную симфонию, всегда есть ощущение, что будут присутствовать какие-либо сложности. Скажем, ритмические или мелодические. Но, как выяснялось, я был неправ. Его музыка оказывалась легкой для восприятия и понятной для исполнения, емкой по содержанию и, в тоже время, короткой по длительности по меркам симфоний, написанных во второй половине 19-ого века и начале 20-ого. К сожалению, до настоящего времени мне пока не случалось дирижировать его произведения. Сейчас же нашему Молодежному оркестру ЗКР дана возможность исполнить его  «Весенний концерт» для скрипки с оркестром на сцене Большого зала Филармонии.

— На твой взгляд, Слонимский – это имя, это человек, который действительно внес важный вклад не только в культурную жизнь Петербурга, но России в целом?

— Мне сложно представить музыкальный Петербург без имени С. М. Слонимского. Другой вопрос заключается в популярности его музыки на сегодняшний день. Она настолько интеллигентна и интеллектуальна, что у меня нет сомнений, что интерес к его творчеству будет только приумножаться, в том числе за пределами России.

— Судя по программе концерта, исполняться будет не только Слонимский…

— Мне известно из достоверного источника, что Сергей Михайлович предпочитал, чтобы его музыка звучала в программах вместе с классикой. Мы прислушались к этому пожеланию.

— Произведение, которое исполняется у Слонимского, масштабное?

— Безусловно, оно масштабно по мысли, богато тематизмом, но при этом длительность его примерно 20 минут. Думаю, отчасти и в этом заключен композиторский гений Слонимского: в сравнительно небольшие временные рамки он вкладывает все самое важное. На концерте помимо музыки Слонимского прозвучат произведения Хиндемита, Калинникова и Свиридова.

— Неожиданная подборка. Мне почему-то всегда казалось, что музыка Слонимского немного напоминает музыку Стравинского. По звучанию, ощущениям…

— С интересом окунусь в сопоставление их композиторского языка и поиски зацепок, но думаю, будет правильно не углубляться в размышления на эту столь масштабную тему в рамках только одного вопроса. Полагаю, это тема для отдельного интересного разговора. Единственное, на чем могу заострить твое внимание, что Слонимский больше тяготел к жанру симфонии, нежели Стравинский. У Стравинского 4 симфонии, в том числе «Симфония Псалмов», написанная для хора и оркестра, а у Слонимского, как я говорил ранее, 34.

— В прошлом интервью мы говорили о том, что слушателя надо готовить к концерту. На что стоит обратить внимание у Слонимского?

— Из собственных наблюдений скажу, что в его скрипичном концерте можно будет услышать некоторые детали, которые могут напомнить слушателем о творчестве таких композиторов как Тартини, Хачатурян, а так же может показаться знакомой мелодия из 2-ой, медленной части концерта, в которой угадывается мотив из любимой всеми песни Соловьева-Седого «Город над вольной Невой».

— За границей исполняют музыку С. М. Слонимского?

— Исполняют, но, к сожалению, крайне редко. На самом деле это касается не только музыки Сергея Михайловича. Например музыку того же Георгия Васильевича Свиридова так же мало кто знает. К моему удивлению, некоторые коллеги-музыканты из разных стан впервые узнавали о нем и его прекрасной музыке из моих рассказов. Примерно такая же ситуация до недавнего времени была с музыкой Моисея Самуиловича Вайнберга, чью камерную симфонию мы исполняли на прошлом концерте. В 2019 году исполнилось 100 лет со дня его рождения, и по всему миру прокатилась волна концертов и записей его музыки. Теперь, благодаря этой «волне», заграничные коллективы стали гораздо чаще включать музыку Вайнберга в свой репертуар. Думаю, это правильный сценарий и для популяризации музыки Сергея Михайловича. В юбилейный 2022 год к 90-летию Сергея Михайловича было бы замечательно создать мощный культурный импульс, чтобы так же, как и в случае с Вайнбергом, он разросся и стал своеобразным сигналом для музыкальных коллективов.

— Это тот случай, когда композитора знают в пределах города, страны, в частности, в музыкальном сообществе. Сомневаюсь, что если на улице в ином городе России подойти на улице к прохожим и спросить, знакомы ли они с творчеством С. М. Слонимского, то получим утвердительный ответ.

— Все зависит от количества новых качественных записей его музыки и их грамотного позиционирования. Слушая его скрипичный концерт, я удивляюсь, как такая великолепная музыка не так широко известна как, например, музыка Арво Пярта.

— Сколько занимает времени организация концерта: когда начали готовиться?

— Программу выбрали 13 января. Сейчас уже есть все ноты, программа составлена, афиши развешаны, идут репетиции.

— Оригинальной партитуры Слонимского с его отметками у тебя нет?

— Если ты имеешь в виду рукопись, думаю, она находится в семейном архиве; у меня на руках обычное печатное издание. При разучивании этого произведения у меня не возникло никаких вопросов.

Для солиста этот концерт не очень прост технически и, как к любому иному серьезному произведению,  необходимо приложить немало усилий, чтобы исполнить его достойно. Тем более концерт будет транслироваться и записываться.

— Это сложнее морально?

— Стараюсь об этом не думать, но груз ответственности, конечно, ощущается.

— Этот концерт для всех слушателей: без каких-либо предпочтений, исключений?

— Без них. Концерт для широкой аудитории, за исключением совсем маленьких детей, наверное. В целом программа очень сбалансирована, и этим она хороша.

Алена Шубина-Лис специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.