Концерт-презентация мюзикла «Дракула»

Концерт-презентация мюзикла «Дракула»

«Не забывайте старой истины – спешить надо медленно»

16 марта в питерском клубе «Космонавт» состоялся концерт-презентация обновленной версии рок-оперы «Дракула». Свежее прочтение классического романа обретает куда более чёткие контуры, интригует и транслирует вполне определенную специфику, заданную ярким либретто Валерии Захаровой и музыкой Сергея Прушинского.

Руслан Герасименко — автор идеи, продюсер и режиссёр Stairway Creative Lab (ранее актёр драматического театра, сыгравший более тридцати ролей) создал концепт, который не входит в каноны музыкального театра. «Дракула» построена на синтезе театральных приёмов и того, что едва ли можно вписать в категорию формата.

Для тех, кто знаком с предыдущими спектаклями креативного центра, не составит труда узнать знакомый почерк, воплощенный в совершенно новой форме — замысел «Дракулы» одновременно сочетает известные мотивы, присущие мюзиклам вампирского жанра, и заявку на экспериментальный жанр, включающий в себя композиции металкора, джента и ню-метала.

Обращаясь к приёмам иммерсивного театра, Руслану удалось захватить внимание зала даже ролью второго плана некоего журналиста из ансамбля. Это позволило сразу выстроить диалог со зрителем и глубже погрузиться в атмосферу происходящего, не просто ломая четвёртую стену, а создавая непосредственный контакт путём раздачи газет города «Лондонграда», которые носят причудливо-гротескный характер и в креативной форме информируют о деятельности Stairway.

Это уже не отчаяние Баркильфедро из мюзикла «Человек, который смеется» — рок-опера транслирует лёгкость, множество элементов романтизма и свойственный предшествующим спектаклям драматизм на грани эстрадного почерка — взять хотя бы реплики невест Дракулы в обновленном составе (Дарья Бурлюкало, Вилена Соколова, Галина Шиманская).

Интересная сюжетная линия — конфликт добра и зла вплетается в готический жанр, который, скорее, напоминает стилистическую подачу английских театров, нежели бродвейское лекало, на которое ныне равняются многие режиссёры мюзиклов.

В отличие от других продюсерских центров, у Stairway всегда прослеживается глубокое понимание театральной специфики и идейная целостность, где все средства выразительности направлены на доступность восприятия материала. Композиторские решения и либретто, с одной стороны, подчёркивают трагические аспекты разворачивающейся истории, а с другой — разряжают обстановку практически до абсурда.

В «Дракуле» лейтмотивы получаются современными, ритмичными и действительно претендуют на один из самых запоминающихся материалов театрального сезона. Каст пока только пробует себя в новом амплуа, но типажность и удачный выбор ролей развеивают любые сомнения касаемо перспектив. Демонстрация особенностей героев происходит в иронически-фарсовом направлении, и это является основным мотивом рок-оперы.

«Пусть твой выбор будет точным —
Стать святым или порочным.
Сам дорогу выбирай
В бездну или рай досрочно».

Например, Люси Дарьи Бурлюкало, хорошо знакомой зрителям по роли Панночки в мюзикле «Вий», внезапно зачитывает рэп со сцены и тем самым разрушает общепринятую категоризацию женского вокала, контрастно вплетая своего персонажа в общую композицию в противовес главной героине Мине (Елена Минина), которая остаётся воплощением трогательной нежности — она берёт за душу лирическим сопрано и запоминается ничуть не меньше.

Интересным решением выступает душевнобольной Ренфилд (Эмиль Салес), который является единственным героем, сочетающим в себе и элементы пластического театра,  связанные с ударами молнии, и приём экстремального вокала гроулинг. Если верить самому режиссёру, это отдельный вид искусства.

Джонатан Ярослава Баярунаса оказывается особенно многообещающим, ведь артисту не впервые приходится играть образ романтического героя, который существует в контексте двоемирия. Его конфликт с Дракулой Ростислава Колпакова оказывается действительно интригующим, вызывая желание дальнейшего развития, предполагающим больше сценического времени, как и мистическая роль Ван-Хельсинга (Сергей Смолин).

Быть может, это и заявляется в либретто?

«Свет и тьма
Владеют мной сполна.
Во мне желания нет
На светлой стороне остаться».

Пока мы видим только часть музыкального материала, но это и интригует, представляя зрителю загадку из того, какую форму приобретёт завершенный проект. Как известно из предыдущих спектаклей и понимания специфики театрального языка, режиссёрские решения вовсе не обязуются повторять первоисточник, особенно если это касается финала.

Тем не менее, поэтическая условность не исключает разворачивающейся драмы. Герои «Дракулы» жонглируют смыслами, прибегают к метаморфозам, совершая переход от одного мира к другому, но неизменным остается понимание, что смех и трагичность не представляют конфликта. Они не противопоставляются друг другу, а являются инструментом, выводящим понимание рок-оперы на качественно-другой уровень.

Богдана Первозванная специально для Musecube
Фоторепортаж Алексея Егиазарова смотрите здесь 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.