Ооржак и дух невозбранного экспериментализма

В зале запах благовоний, спокойная и внимательная, несколько требовательная к окружающим публика (чтобы не мешали сохранять душевное спокойствие). У сцены — лавочка с мизенской росписью. В такой обстановке в ДОМе проходят концерты духовной и околодуховной музыки, иначе говоря, действа, имеющего эзотерическую направленность.

16 января на сцене Николай Ооржак. Поприветствовал собравшихся, он, молитвенно сложив руки на груди, сказал вступительные слова о том, что сейчас мы отправимся в духовное путешествие. Ооржак — «легендарный потомственный тувинский шаман, целитель, мастер-виртуоз горлового пения хоомей», в этот раз был на сцене не один и делился сакральными знаниями в сотрудничестве с Яном Бедерманом и его Intuitive Music Orchestra.

Что же из этого получилось?

Началось все со знакомства непосредственно с тувинским горловым пением. Звучащие между композициями слова о том, что это пение несет мир, свет, добро и тому подобное, честно говоря, приводят в некоторое замешательство, поскольку эти слова, в отличие от самой техники, появились не так давно — где-то в начале 90-х, когда, как грибы после дождя, начали расти всевозможные общества, готовые за умеренную плату позаботиться о вашем духовном здоровье. Имеющий уши услышит хтонические ноты и гул, стремящиеся слиться с самой Землей (и с той безликой силой, что под Ней), и поймет, что когда-то ЭТИМ (ибо мы не знаем, где кончается театр и начинается священнодействие) пользовались в более серьезных масштабах и с большим риском для психического и другого здоровья.

В середине первой части звук синтезатора слишком уж отчётливо напоминал о том, кто ты, и где находишься. Аутентичное исполнительство на фоне синтетических звуков резко понижает цену оного. Даже отсутствие аплодисментов между композициями, которое говорит о том, что происходит религиозное действо, не спасает. С другой стороны, каждый может быть настолько религиозным, насколько хочет, и даже звук синтезатора этому состоянию помешать не может. Поэтому поговорим лучше о культурной и эстетической ценности происходящего.

Сочетание пения было, в частности, со звуком синтетического «фортепиано» производит впечатление наложенных одной на другую аудиозаписей, и, как следствие, впечатление диссонанса там, где он совсем не нужен.

Во второй части выступления эксперименты в стиле new age лишь усилились, а дух невозбранного экспериментализма носился по залу, забирая наши души с собой. Однако мозг продолжал отчаянно, изо всех последних сил пытаться осмыслять происходящее. Оркестр заимпровизировал в полную силу. Кстати, слово «интуитивное», используемое в названии этого music orchestra, означает, что выбранный коллективом способ поисков музыкальных истин не является научным, а вместо интеллекта используется интуиция. Как результат, на выходе получается импровизационный джаз, который можно назвать «эзотерическим джазом». Впрочем, и такие эксперименты не помогли органически сблизить этот джаз с созданными много веков назад архаческими музыкальными структурами, а, наоборот, заставило задуматься о том, что же означает слово «китч», и как важно вежливо подходить ко всему, чего осмеливаешься коснуться.

Обрамленные синкопами тенор-саксофона шаманские «вокализы» больше напоминают поделку в эзотерической лавочке, чем духовное путешествие. Наверное, такие техники всё же не требуют экспериментального подхода. Это сфера, где диссонансы не обязательны, а эксперименты хоть и важны, но их результат не всегда успешен. С другой стороны, ведь можно всё это воспринимать просто как «музыку для души», не требуя от нее особых тонкостей, чуткости и грамотности. Обладая некоторыми свойственными ей обертонами, такая музыка влияет на мозговые альфа-волны, приводя слушателей в более умиротворенное, чем повседневное, состояние. Вывод: высокой художественной и культурной ценности она не имеет, однако свои прикладные функции выполняет исправно.

Один современный мыслитель написал, что, возможно, мы не правы, уделяя столь яростное внимание восточной культуре и совершенно забывая при этомо существовании европейской. Боюсь, отчасти он прав, ведь даже культуру народов собственного государства мы уже не можем не рассматривать через призму будничной эзотерики.

Мария Черкасова, cпециально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Наталии Судец здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.