Пако де Лусия: властелин и слуга гитары

3 июня в «Крокус Сити Холл» выступил всемирно известный испанский гитарист-виртуоз Пако де Лусия (Paco de Lucia) со своей группой.

Несмотря на будний день и дорогие билеты, зал «Крокус-сити холл» был практически полон. Знатоки фламенко пришли послушать своего кумира и еще раз попытаться подсмотреть приемы игры, для испанцев (которых в «Крокусе» было, наверное, немало в тот вечер: то и дело слышалась испанская речь) Пако де Лусия – национальная гордость, для большинства же любителей музыки и гитары этот выдающийся музыкант олицетворяет саму испанскую гитару.

Пако де Лусию часто называют гением гитары, гитаристом фламенко номер один, и это тот редкий случай, когда любые громкие слова оправданы. Музыкант посвятил гитаре всю свою жизнь, его феноменальная техника — огромный природный талант, помноженный на колоссальное трудолюбие. Научиться немного играть на гитаре – легко, научиться играть на ней по настоящему хорошо – очень трудно. Чтобы стать властелином гитары на сцене как Пако, в жизни нужно быть ее преданным слугой.

Впервые Пако де Лусия приезжал в Россию (тогда еще СССР) в 1986 году. Потом был большой перерыв, но в последние годы музыкант неоднократно у нас гастролировал, причем не только в Москве. В нынешнем туре с Пако де Лусией играют молодые музыканты из Испании и Кубы: Антонио Санчес Паломо (Antonio Sanchez Palomo) – гитара; Алэн Перес (Alain Perez) – бас-гитара; Израел Суарес Эскобар (Israel Suárez Escobar) – перкуссия; Антонио Серрано (Antonio Serrano) – гармоника и клавишные; певцы Антонио Флорес Кортес (Antonio Flores Cortés) и Давид Мальдонаго Сантьяго (David Maldonado Santiago), а также выступает танцор фламенко Антонио Фернандес Монтойя (Antonio Fernandez Montoya) известный также как Фарруко (“Farruco”).

Пако начал концерт с сольного номера, после исполнения которого на сцену вышли перкуссионист, два кантаора (певца) и танцор. Все трое выступали в качестве ритм-аккомпаниаторов де Лусии: перкуссионист играл на кахоне, а певцы и танцор выступали как мастера рукоплесканий, которые обычно дополняют гитарную игру во фламенко. Интересно, что изначально было наоборот: фламенко состоял просто из пения «Cante» и рукоплесканий «Palmas», а гитара включилась в исполнение фламенко в XIX веке. Пение считается самым важным элементом музыки фламенко, и Пако верен этой традиции: вокальные партии в исполнении двух кантаоров были неотъемлемой частью почти всех исполнявшихся пьес.

Две композиции, в которых танцевал Фарруко, стали кульминацией концерта. После второго танца Фарруко сорвал овацию, и казалось, публика на какое-то время забыла о Пако. Великий гитарист ушел в тень, превратившись лишь в аккомпаниатора, в чем, кстати, изначально и состояла функция гитары во фламенко: аккомпанировать танцорам, импровизируя гармонически и ритмически.

В двух финальных композициях каждый из музыкантов получил возможность показать свое мастерство. Все по очереди импровизировали, причем делали это превосходно, не уступая лидеру.

Одной из таких композиций стала «Ziryab» с одноименного альбома 1990 года. Зирьяб в (переводе с арабского «черная птица») – имя персидского поэта и музыканта, жившего в IX веке, когда Испания была частью исламской Иберии. Зирьяб служил придворным музыкантом в Кордове и своим творчеством оказал огромное влияние на испанскую музыку, в том числе на фламенко, музыку Андалусии. Считается, что именно благодаря Зирьябу инструмент «лауда» (персидская лютня, предшественница гитары) стал популярным в Испании.

В«Ziryab» гитарист Антонио Санчез Паломо, племянник Пако, которого называют достойным преемником своего великого дяди, сыграл яркое соло, после чего вместе с Пако они устроили потрясающую скоростную гитарную перекличку.

Отдельно хочется отметить бас-гитариста Алэна Переса, который исполнил виртуозные и красивые соло в двух композициях, продемонстрировав (где нужно) скорость, сравнимую со скоростью пассажей гитаристов фламенко и порадовав вкусным звуком. Правда концовки басовых соло оба раза сливались с игрой всей группы, и публика не успевала поаплодировать Пересу так же активно, как и остальным солистам.

Больше всех развернуться в качестве солиста после самого Пако удалось Антонио Серрано, но не как клавишнику, а как исполнителю на диатонической губной гармонике. В его игре присутствовала и виртуозность, и хороший вкус – все сыгранные им фразы были очень четкие и осмысленные. В одну из импровизаций музыкант вставил мотив «Калинки-малинки», чем очень порадовал публику.

На бис прозвучала хорошо знакомая знатокам фламенко румба «Entre dos Aguas» (Между двух вод).

Артем Тихомиров, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Карины Илиопуло здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.