3 июня в «Крокус Сити Холл» выступил всемирно известный испанский гитарист-виртуоз Пако де Лусия (Paco de Lucia) со своей группой.
Несмотря на будний день и дорогие билеты, зал «Крокус-сити холл» был практически полон. Знатоки фламенко пришли послушать своего кумира и еще раз попытаться подсмотреть приемы игры, для испанцев (которых в «Крокусе» было, наверное, немало в тот вечер: то и дело слышалась испанская речь) Пако де Лусия – национальная гордость, для большинства же любителей музыки и гитары этот выдающийся музыкант олицетворяет саму испанскую гитару.
Пако де Лусию часто называют гением гитары, гитаристом фламенко номер один, и это тот редкий случай, когда любые громкие слова оправданы. Музыкант посвятил гитаре всю свою жизнь, его феноменальная техника — огромный природный талант, помноженный на колоссальное трудолюбие. Научиться немного играть на гитаре – легко, научиться играть на ней по настоящему хорошо – очень трудно. Чтобы стать властелином гитары на сцене как Пако, в жизни нужно быть ее преданным слугой.
Впервые Пако де Лусия приезжал в Россию (тогда еще СССР) в 1986 году. Потом был большой перерыв, но в последние годы музыкант неоднократно у нас гастролировал, причем не только в Москве. В нынешнем туре с Пако де Лусией играют молодые музыканты из Испании и Кубы: Антонио Санчес Паломо (Antonio Sanchez Palomo) – гитара; Алэн Перес (Alain Perez) – бас-гитара; Израел Суарес Эскобар (Israel Suárez Escobar) – перкуссия; Антонио Серрано (Antonio Serrano) – гармоника и клавишные; певцы Антонио Флорес Кортес (Antonio Flores Cortés) и Давид Мальдонаго Сантьяго (David Maldonado Santiago), а также выступает танцор фламенко Антонио Фернандес Монтойя (Antonio Fernandez Montoya) известный также как Фарруко (“Farruco”).
Пако начал концерт с сольного номера, после исполнения которого на сцену вышли перкуссионист, два кантаора (певца) и танцор. Все трое выступали в качестве ритм-аккомпаниаторов де Лусии: перкуссионист играл на кахоне, а певцы и танцор выступали как мастера рукоплесканий, которые обычно дополняют гитарную игру во фламенко. Интересно, что изначально было наоборот: фламенко состоял просто из пения «Cante» и рукоплесканий «Palmas», а гитара включилась в исполнение фламенко в XIX веке. Пение считается самым важным элементом музыки фламенко, и Пако верен этой традиции: вокальные партии в исполнении двух кантаоров были неотъемлемой частью почти всех исполнявшихся пьес.
Две композиции, в которых танцевал Фарруко, стали кульминацией концерта. После второго танца Фарруко сорвал овацию, и казалось, публика на какое-то время забыла о Пако. Великий гитарист ушел в тень, превратившись лишь в аккомпаниатора, в чем, кстати, изначально и состояла функция гитары во фламенко: аккомпанировать танцорам, импровизируя гармонически и ритмически.
В двух финальных композициях каждый из музыкантов получил возможность показать свое мастерство. Все по очереди импровизировали, причем делали это превосходно, не уступая лидеру.
Одной из таких композиций стала «Ziryab» с одноименного альбома 1990 года. Зирьяб в (переводе с арабского «черная птица») – имя персидского поэта и музыканта, жившего в IX веке, когда Испания была частью исламской Иберии. Зирьяб служил придворным музыкантом в Кордове и своим творчеством оказал огромное влияние на испанскую музыку, в том числе на фламенко, музыку Андалусии. Считается, что именно благодаря Зирьябу инструмент «лауда» (персидская лютня, предшественница гитары) стал популярным в Испании.
В«Ziryab» гитарист Антонио Санчез Паломо, племянник Пако, которого называют достойным преемником своего великого дяди, сыграл яркое соло, после чего вместе с Пако они устроили потрясающую скоростную гитарную перекличку.
Отдельно хочется отметить бас-гитариста Алэна Переса, который исполнил виртуозные и красивые соло в двух композициях, продемонстрировав (где нужно) скорость, сравнимую со скоростью пассажей гитаристов фламенко и порадовав вкусным звуком. Правда концовки басовых соло оба раза сливались с игрой всей группы, и публика не успевала поаплодировать Пересу так же активно, как и остальным солистам.
Больше всех развернуться в качестве солиста после самого Пако удалось Антонио Серрано, но не как клавишнику, а как исполнителю на диатонической губной гармонике. В его игре присутствовала и виртуозность, и хороший вкус – все сыгранные им фразы были очень четкие и осмысленные. В одну из импровизаций музыкант вставил мотив «Калинки-малинки», чем очень порадовал публику.
На бис прозвучала хорошо знакомая знатокам фламенко румба «Entre dos Aguas» (Между двух вод).
Артем Тихомиров, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Карины Илиопуло здесь
Добавить комментарий