История создания балета «Баядерка» уходит в далёкий 1839 год, когда Теофиль Готье (французский поэт, прозаик, критик и журналист) восхитился примой индийской труппы «Баядерас» — Амани — и вскоре после ее самоубийства решил создать балет в ее память. Именно этот спектакль («Шакунтала» в постановке Люсьена Петипа) позднее Мариус Петипа переработал в «Баядерку», позаимствовав главную героиню, имена нескольких героев, а также некоторые сцены. Но итогом стал совершенно самостоятельный четырехактный балет, а не вариация оригинала из Франции.
Трагическая история любви танцовщицы Никии в храме и воина Солора появилась в России именно тогда, когда интерес к Индии был особенно заметен, и — в силу своей экзотичности — позволила соединить (впервые в балетном искусстве) эпохи классицизма и романтизма.
В рамках нынешних Летних Балетных Сезонов в РАМТе «Баядерка» представлена Национальным Классическим Балетом, и эта постановка по праву может считаться очень сбалансированной относительно мимической, хореографической и драматической составляющих. Несмотря на некоторые визуально отвлекающие моменты (один из героев настолько похож на Маугли, что временами кажется, что на соседней сцене идет другой балет), «Баядерка» полна философских тем, и музыка Людвига Минкуса способствует размышлениям на тему долженствований и покорности судьбе.
Даже неподготовленного зрителя первый акт способен погрузить в понятный и динамичный сюжет, увлечь настолько, чтобы заставить в московскую жару и духоту вернуться в зал после антракта. Однако второй акт (соединение душ отравленной Никии и обезумевшего от горя Солора) хоть и может претендовать на звание самого душещипательного момента Летних Балетных Сезонов, все же стилистически и настроенчески очень противоречит увиденному ранее…
Впрочем, сам спектакль поднимает сложные вопросы – прислушиваться ли к зову сердца или голосу разума? жить только здесь и сейчас или угождать земным законам и строгим правилам? — и, пожалуй, из всех балетов на летней сцене РАМТа именно этот имеет самый неожиданный, но ошеломляющий ответ.
Возможно, именно чего-то такого и добивались создатели «Баядерки».
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Елены Клюевской можно увидеть тут и тутА фотографии Татьяны Вальяниной – тут
Добавить комментарий