Фестиваль на тему биографии и творчества Сергея Довлатова «День Д» хоть и появился совсем недавно, но уже успел стать весьма популярным. Вполне справедливый культ непревзойденного писателя наконец-то обрел столь мощное воплощение. Первый сентябрьский уикенд прошел в Петербурге под знаком «Дня Д». В этом году мероприятия были посвящены не только самому Довлатову, но и его современникам-соратникам. Среди представленных событий можно выделить спектакль «Музей советского эмигранта», придуманный и воплощенный Максимом Максимовым в пространстве театра Karlsson Haus. Оценить его авторскую актерско-режиссерскую задумку зрители смогли 5 сентября.
Основой для постановки стал рассказ Сергея Довлатова «Встретились, поговорили». Жизнеописание типичного «маленького человека» Бориса Головкера вызывает как ироничную усмешку, так и неподдельное сострадание. Казалось бы, максимально блеклая и откровенно скучная биография близорукого невзрачного паренька – не предмет для литературного произведения. Но эмиграция в США сделала Головкера достаточно успешным в своем роде деловым человеком, что уже явно подогревает как писательский, так и читательский интерес. Сюжет заставляет в который раз убедиться, что не в деньгах истинное счастье, что разлука с семьей подтачивает изнутри, что на чужбине всегда хуже, чем в родных местах. Или все же нет? Главное – финансовая стабильность и достойное место в обществе, честнее будет порвать с женой, чем создавать видимость брака, а Америка, как ни крути, – оплот свободы (Советскому Союзу и не снилось!). Ответы на эти вопросы каждый должен найти сам и сделать свой выбор в пользу тех или иных идей.
Спектакль Максима Максимова удачно сочетает сюжет довлатовского рассказа и работу с артефактами минувшей эпохи. Предметы буквально оживают в умелых руках, создают параллельную историю, вовлекают зрителей в повествование. Посетители импровизированного музея, скажем, получают возможность побывать на всамделишней советской свадьбе: с маршем Мендельсона, распитием шампанского, бросанием монеток в молодых на счастье и неизбежными в таких случаях криками «Горько!». Немаловажную роль в постановке также играет музыка: от милых твистов 60-х до безукоризненно стильного джаза, а вот и великий певец эмиграции Вилли Токарев передает всем привет с Брайтона.
Существует ли он, этот пресловутый «маленький человек», столь любимый многими писателями объект рассмотрения как в эпоху классической литературы, так и уже после ее окончания? Уместно ли вообще столь небрежно и даже цинично относиться к кому-либо? Вопросы действительно серьезные, и сюжет небольшого рассказа, в котором внутренние страдания рядового обывателя не уступают полномасштабной трагедии, заставляет об этом задуматься. А спектакль «Музей советского эмигранта» – еще и прочувствовать.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий