«Декамерон» в МТК: свободный полет фантазии

«Декамерон» в МТК:  свободный полет фантазии
Использовано фото из официальной группы Малого театра кукол ВКонтакте

Малый театр кукол и неутомимый творческий поиск – понятия тождественные. Кажется, в этом коллективе только и делают, что покоряют все новые и новые вершины. Нет никаких ограничений и запретов – одно лишь чистое стремление попробовать нечто необычное. К выбору литературного материала для будущих спектаклей здесь также относятся с выдумкой и свободой. Неважно, за что браться: за детскую сказку, древний миф или литературу постмодерна – результат будет впечатляющим. Вот и в этот раз МТК неподдельно удивил, представив яркий, живой и остроумный спектакль по легендарному «Декамерону» Джованни Боккаччо. Режиссер Чакчи Фросноккерс подошел к постановке классического произведения с бесспорным уважением к оригиналу, но с самобытной авторской подачей.

«Декамерон» в итоге получился очень тонко и умело сделанной работой. Вы понимаете, тут дело такое:  материал этот, как известно, весьма специфический и в достаточной степени деликатный. Есть риск заостриться на плоско-плотском, есть же и обратный риск сжать себя ханжеством. В любом случае, бессмертную классику можно запороть и испортить безвозвратно. Да, разумеется, этот сюжет выходит за рамки сугубо эротического, но нельзя отрицать, что для многих он все же ассоциируется с исключительно сексуальными деталями и намеками.

Тем не менее, режиссеру удачно удается избежать ловушек, расставляемых текстом.  Лейтмотивом, незримым локомотивом его спектакля становится игра как основополагающий метод, как чистая фантазия, как полет воображения, поэтому все пикантности здесь не прикрыты стыдливо, не выпячены бесстыдно, а представлены как этакие легкие незатейливые шуточки. И вообще какой-то общее незримое настроение легендарной поп- группы Army of lovers отчетливо ощущается – от этого особенно приятно, легко и весело. Ни грамма пошлости, ни минуты скуки.

Сам сюжет «Декамерона» хорошо известен: скрывающиеся от эпидемии чумы юноши и дамы рассказывают друг другу разные истории, чтобы скоротать время и развеяться. Режиссер делает главными героями своего спектакля двух монахинь (постарше и помоложе) и одного монаха. Это тут же рождает ряд новых смыслов и заставляет текст играть свежими любопытными гранями. Тут вам и тема борьбы плотского и духовного, и вечный сюжет соперничества старости и молодости, и намек на вмешательство церкви в сферу личной жизни. И вообще, послушать такие истории от людей, которые выбрали отречение от мирских радостей, дорогого стоит. Повествования о любви всех сортов, типов и видов рассказаны  здесь максимально экспрессивно, эмоционально, ярко и красочно, с легкой ноткой продуманного гротеска. Не все истории здесь могут считаться смешными или забавными, некоторые из преданий полны неподдельного трагизма. Слаженное актерское трио Маргариты Кольцовой, Аглаи Жюгжды и Игоря Баянова  делает эту работу максимально живой, с локальным внутренним юмором и в хорошем смысле слова озорным настроением.

И, разумеется, куклы, которые зримо воссоздают все рассказанные сюжеты. Здесь они, по укоренившейся традиции этого театра, – отдельная красочная  прелесть: с выразительно выдающимися чертами лица и частями тела, подвижные, бойкие, оправданно гротескные. Художник Ульяна Елизарова, создала локальный мир, населенный персонажами и объектами, которые привлекают и не отпускают. В итоге получается спектакль, который открывает глаза на хорошо известное и дает волю не только авторской, но и зрительской фантазии.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.