«Дядя Петя»: для тех, кто в окопе

Когда видишь название спектакля «Дядя Петя», ассоциации услужливо отсылают к чеховскому «Дяде Ване». Какие-то условные параллели найти действительно можно, однако «Дядя Петя», премьера которого состоялась 22-го августа в Театре Евгения Пучкова (ТЕП), всё же о другом.

 

«Живёт на свете дядя Петя, владелец крупного бизнеса, и в один прекрасный день он приглашает домой самурая, чтобы тот отрубил ему голову. На это мероприятие дядя Петя собирает гостей и свидетелей: родственников, конкурентов по бизнесу и просто знакомых. Задумывался праздник, а получились делёжка имущества, слёзы и скандалы, постепенно перерастающие в совершенно обычный русский ад», – так описывает спектакль автор пьесы, режиссёр и исполнитель одной из ролей Евгений Пучков.

 

Дядя Петя – человек, который в какой-то момент потерял интерес к жизни. Дядя Петя ностальгирует по прошлому, когда он сам и его семья были «смелые, идейные, настоящие, живые». Но сейчас идеи нет, цели нет, а потому и жизни как таковой нет – дядя Петя не знает, чего хочет. «Войны нет, а я в окопе сижу и жду. Сам себя жду», – рассуждает герой. – «Это не жизнь, а умирание, ожидание смерти». А потому эту смерть Дядя Петя решает ускорить.

 

Антагонист героя – конкурент по бизнесу по имени Джо – напротив, вполне себе рад сидеть в окопе. Он считает, что именно такой способ управления людьми и бизнесом наиболее практичен: «Сидишь за них же в окопах и принимаешь решения. И что войны у них нет, так это только благодаря тебе». Вся его жизнь – это стратегия и тактика, тактика и стратегия, но счастья ему это не приносит. Момент, когда мечта наконец-то сбылась, и главный конкурент самоустранился, застает Джо врасплох. «Новый мир, о котором ты мечтал, а ты к нему не готов. Живёшь войной, а войны больше нет», – понимает он. «Кто же мог подумать, что мечты сбываются?» – вторит ему ещё одна героиня постановки.

 

Вообще, смыслов в этот спектакль заложено много, даже чересчур. Тут и философские размышления, и отсылки к библейским текстам, и бог знает что ещё. Постановка любительская, и есть ощущение, что автор и по совместительству режиссёр хотел уложить в неё всего и побольше. Сам он выделяет в постановке ещё и политический подтекст: каждый из четырёх главных героев олицетворяет одну из стран – Россию, Белоруссию, Украину и Америку. Ностальгирующий по прошлому и не понимающий, что делать в настоящем Дядя Петя – это, конечно, наша нынешняя Россия.

 

Впрочем, об основной идее спектакля его автор выразился предельно ясно: «Я хочу, чтобы посмотрев на дядю Петю, вы, как минимум, увидели это состояние со стороны, оценили его и нашли в себе силы выйти из него. И главное – чтобы вы поняли: вы не одни, кто чувствует это. Вы не одиноки! Вы справитесь!»

 

Надежда Веселова специально для Musecube
Фотографии Наталии Каминской можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.