Странная особенность этой рецензии: что бы я сейчас не рассказывала, может быть расценено, как спойлер, но при том — не иметь никакого отношения к тому, что доведется увидеть вам.
Как так? Ответ кроется в самом названии пьесы: как угодно!
Тем не менее, спектакль имеет своего зрителя (даже на редких гастрольных показах в Москве в зале можно застать знакомые по предыдущим спектаклям лица!), постановка стремительно набирает силу и покоряет города.
Итак, что же ждет того, кто решит примкнуть к просмотру (хотя, скорее, участию) воронежской «Двенадцатой ночи» в постановке Юрия Муравицкого для Никитинского театра?
Детский восторг, неудержимый хохот, искреннее любование работой художника Вани Боуден, отчаянная сопричастность и тот гротескный Шекспир, какой только может быть в площадном театре с внегендерной допустимостью, а также невероятно яркие профессиональные актерские работы с непременными «расколами» и «зеленкой»! И если вам кажется, что в этом одном предложении слишком много противоречий, то вам просто нужно увидеть этот спектакль!
Сюда невозможно опоздать, но очень любопытно наблюдать за артистами в то время, пока зал неспешно наполняется зрителями: вроде бы ничего и не происходит, но на самом деле происходит сразу все! Кто-то на графитной доске мелом рисует буквальное «кто на ком стоял», кто-то сидит на бортике самой настоящей песочницы (не верьте глазам своим: это планшет сцены и практически весь необходимый реквизит!), кто-то, словно настраиваясь, отстраненно наигрывает незатейливый мотив на игрушечных музыкальных инструментах, кто-то заботливо прижимает к груди авоську с резиновыми игрушками, кто-то приносит и раскладывает стопки печатных листов, кто-то пересчитывает розовые облака воздушных юбок или переставляет ведерки и прочую атрибутику дворовых детских игр… Еще ничего не началось, не прозвенел даже второй звонок, но уже вовсю идет спектакль.
Спектакль этот наполнен отчаянным юмором и самыми дурацкими (правдивыми!) ответами на самые неожиданные вопросы: артист, инициирующий ваше включение, непременно даст вам возможность почувствовать себя тру шекспироведами и непременно же проверит усвоение нового материала — вы сами не заметите, как будете тянуть руку похлеще отличников на первой парте, чтобы решить судьбу спектакля, Именно от таких счастливчиков зависит, кем в итоге окажется атлет в кружевном боди, трогательная девица в трогательно же бэби долл или обладатель пиджака не по размеру: влюбленной герцогиней, устрашающим пиратом, шутом или вовсе пропойцей. Действующих лиц здесь явно больше, чем играющих в песочнице — схема на доске позади действа вам в помощь, но только на первый акт, после антракта придется снова постигать вдохновляющие причуды гениев английского друматурга и русского режиссера.
Каждая роль, безусловно, имеет свой рисунок, если боитесь запутаться в хитросплетениях сюжета без опоры на привычные костюмы или бородой юной красавицы, обращайте внимание на детали: позиции рук, характерные интонации и пьяненький самодовольный хохот, «кавказский» выговор и выпученные глаза — здесь нет случайных деталей, но есть мастерски продуманное буквально все.
Все включает в себя и полный текст пьесы, которые все артисты должны знать наизусть, но даже впервые играющему актеру (прочем, и давно играющему — тоже) всегда готовы суфлировать коллеги, и это отдельная и невероятная прелесть этого действа. И если в начале спектакля есть риск отнестись к этому настороженно, то с каждой позабытой строчкой даже самый занудный зануда начнет мечтать о новых таких — позабытых — строках. Как? То магия Шекспира, открытого пространства без лишних стен, но с невероятной режиссурой! Любители спектаклей, когда приходится импровизировать и выкручиваться, когда грех не воспользоваться случаем разыграть партнера по сцене (и даже невзначай его подставить!), не пропустите это чудо «Двенадцатой ночи» из Воронежа!
Все включает в себя детскую готовность к любому повороту событий! Кого в возрасте присутствия в песочнице смущало отсутствие необходимых сюжету игры палантинов или там слонов? Так и тут: есть ведро, значит, есть костюм для пристава, есть кусок целлофана, значит, можно отыграть нормы приличия 16 века, есть песок — значит есть вообще все нужное!
Все включает в себя бравурность комедии масок и положений, потрясающую игру слов и красоту сарказма, виртуозные метаморфозы, продуманную импровизацию и возможность увидеть в одном спектакле двух артистов на одной роли (а услышать — и того больше).
Если бы на свете не было Уильяма Шекспира, Юрия Муравицкого, Вани Боудена и 10 одномоментно играющих артистов воронежского театра (Александр Габура, Алексей Савин, Илья Крылов, Светлана Строева, Борис Алексеев, Андрей Клочков, Максим Федотов, Марина Демьяненко, Александра Сабаева, Даниил Чекрыгин), их просто надо было бы выдумать!
Отчаянно хочется поехать в отпуск туда, где у Никитинского театра будут следующие многодневные гастроли — есть риск заработать вывих улыбки, но количество зашкаливающих позитивных эмоций того стоит!
Автор отдает себе отчет, что скучный текст про то, что декабрьские «Большие гастроли» в Москве Никитинского театра (г. Воронеж) прошли при поддержке Министерства культуры Российской федерации ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», отнимет у вас секунд 10 жизни, но знайте: кому-то они смогут подарить 3 с лишним часа счастья, вдруг крышесносная «Двенадцатая ночь, или как угодно» Никитинского театра (г. Воронеж) приедет с гастролями куда-то еще!
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Ольги Кузякиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий