Удивительное дело: у «Карлика Носа» пермского Театра-театра сплошь восхищенные отзывы, но в зале РАМТа, где проходили московские гастроли, царила страннейшая обстановка. Обстановка та, надо сказать, изрядно мешала восприятию спектакля многих зрителей, ибо суфлирующие родители мешали другим таким же суфлирующим родителям и внимающим детям.
Как так?
В зале было много детей младшего школьного возраста (что неудивительно, учитывая ценз 6+, и то, что подростки уже морщат нос на подобные развлекательные мероприятия). Но эти самые дети 6-10 лет прямо с трудом постигали спектакль.
В начальных классах (в Москве, по крайней мере) уделяется довольно много внимания буллингу и его потенциальному желаемому отсутствию в детских коллективах. Здесь же главного героя сперва дразнят за красоту и благопристойность, а затем — ровно за противоположное, но никаких намеков на мораль или порицание обидчиков для зала нет. Окнорм, не повезло парнишке, такое случается в жизни.
Злые силы этого спектакля, представленные Крейтервейс и Флейдермаусом, на поклонах вместе со всеми отплясывают под веселенькую, одинаковую для всех, бисовку. Окнорм, не всякое насилие наказуемо, такое случается в жизни.
К слову, к именам вышеупомянутых героев тоже есть вопросики (равно как и к задорной песне поварят): одолевают, знаете ли, сомнения, что целевая аудитория спектакля, даже изучая немецкий, имеет такой вокабуляр. Мои личные дети (с первым иностранным немецким) перевод словосочетания «летучая мышь» знают исключительно благодаря оперетте, но не у всех же такой крен в музыкальных пристрастиях родителей. С «травницей» (или даже «травяной мудростью») дела наверняка обстоят еще хуже. Учтем еще временной разрыв, когда подобные сказки воспринимаются на слух, и когда изучаются иностранные языки. Окнорм, дети же не одни в зале, родители как-нибудь сделают доступными для детского восприятия имена героев и тексты музыкальных номеров.
Поварята, надо понимать, в спектакле существуют для ублажения взора или фантазий родителей (дети такие позы в танцах с неминуемыми прихлопами по пятым точкам вряд ли считают). Окнорм, чтобы родителям не было скучно.
Я понимаю, что у спектакля есть хронометраж, и что его надо начинить красочно и музыкально (к этому вопросов как раз нет), но я не вполне понимаю, как объяснять детям, зачем в спектакле бродячий цирк (а подобный вопрос вокруг меня в зале задал не один ребенок). Ровно также не понимаю, зачем в спектакле такая длинная история с застольем, которая не получает никакого дальнейшего развития. Окнорм, кто-то рождается просто «передать соль», и не всякие отношения приводят к далеко идущим последствиям.
И в итоге получается разительный контраст: вроде и действительно мюзикловый мюзикл со всей своей «бродвейской» начинкой, и поют (почти все) окнорм (за исключением тех, кто не привык, очевидно, работать спектакль блоками), и гусыня выше всяких похвал (хотя местами ее и жалко), но то и дело при просмотре спотыкаешься о недодуманное и недокрученное. А это расстраивает. Понятно, что быть родителем в зрительном зале — это ни разу развлечение, а вполне себе работа по развитию кровиночки. Но подстраивать свое личное родительство под режиссёрское мировосприятие — ну такое себе, не ок, не норм. Спектакли для детей должны быть понятными для них и ориентированы именно на них.
И главное, как быть, когда ежедневно учишь детей думать. Переставать думать, встречая необъяснимое?.. К счастью, мои наследники были лишены возможности просмотра этого спектакля, а потому мой мозг и родительский авторитет остались в зоне стабильности и комфорта, но мои искренние сочувствия и понимания комменты тем, кому пришлось углубляться в тонкие материи языкознания, морали и нравственности, а заодно и театроведения прямо по ходу действа. За всем этим внимание к именно мюзикловой составляющей, увы, рассеивается (за исключением особо фейспалмных моментов, когда каскадными номерами акцент ставится на социально не поощряемых фразах и действиях).
А луч надежды еще как-то живет, факт.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Максимовой можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь
Фотографии Татьяны Вальяниной можно увидеть здесь
Добавить комментарий