Любовь и голуби: восхитительная смесь

любовь и голуби

— Сучка ты крашеная! — слышу я знакомую крылатую фразу на сцене.
И жду знакомый по фильму ответ:
— Почему же крашеная. Это мой натуральный цвет.
Вместо этого Раиса Захаровна, которую играет потрясающая Ольга Прокофьева, народная артистка РФ, с пафосом восклицает:
— Нет в мире совершенства!

И снова с нами рубрика “театральные сюрпризы”. Ведь каждый новый спектакль — как новогодний подарок под ёлкой. Пока сам лично не развернёшь, не узнаешь, что там такое спрятано. “Любовь и голуби” в ЦДКЖ. Спектакли по пьесе Владимира Гуркина с удовольствием ставили как столичные, так и питерские театры. Хотя, по мнению многих, это не лучшая идея: слишком хорош фильм, соревноваться с ним достаточно трудно. Но режиссёр (и народный артист РФ) Василий Мищенко трудностей не побоялся. По моему скромному мнению, вышло отлично. Продюсер – Наталья Громушкина, которая участвует в спектакле и в качестве актрисы.

В спектакле задействовано три состава актеров. Мне повезло, я увидела вариант спектакля (5 августа 2023 г.) с тремя народными артистами РФ: уже упоминаемая мной выше Ольга Прокофьева в роли Раисы Захаровны, Раиса Рязанова в роли тёти Шуры, Михаил Жигалов в роли дяди Мити.

Кроме того, была премьера заслуженного артиста РФ Сергея Маховикова, он исполнял роль Василия.
Также в ролях:
Надежда — Наталья Громушкина,
Лёнька — Василий Акинин,
Люда — Ксения Шевченко,
Оля — Настя Чулкова.

Поневоле сравнивая спектакль с фильмом, не могу не отметить, что в некоторых сценах были совпадения один в один, это касалось в большей степени интонаций. Например, в сцене, когда блудный Вася возвращается домой, а Надя встречает его колкими словами. Словно за кадром включили озвучку из фильма. Но таких эпизодов очень мало.

В основном это совершенно потрясающее новое виденье режиссёра, с тонкими проработанными моментами, вниманием к деталям. Зал очень чутко реагировал на шутки, замирал в особенно трогательных сценах, а в конце разразился овациями. Актеров засыпали цветами.

Незабываемый юмор. Весь первый акт я хохотала так, что у меня свело скулы. На моей памяти это сравнимо разве что с детскими прогулками с подружками, когда мы смеялись непрерывно и от души над всем подряд.

Главный виновник непрекращающегося смеха в зале, конечно, дядя Митя. Как только Михаил Жигалов выходил на сцену, губы уже расплывались в улыбке. Потрясающе смешные сцены и с участием Раисы Захаровны. Она удивительным образом балансировала на грани гротескного образа и правдоподобия.

И вроде бы персонаж не заслуживает никакого сочувствия. Но Ольга Прокофьева и тут смогла удивить. Когда Василий покидает незадачливую даму, та сначала бесится, затем включается проигрыватель — её любимый Джо Дассен.

И вот Раиса Захаровна собирает вещи (те, которые на сцене обозначали её квартиру). Молча, грустно и совершенно подавленно завязывает их в огромный узел, закидывает его на спину, и уходит, прихватив торшер. И вот когда она идёт, согнувшись в три погибели под тяжестью своей ноши, становится совершенно не смешно.

Мы словно видим как идёт само одиночество, давящее на плечи множества советских женщин. И в нелепости, карикатурности образа заносчивой, смешной Раисы уже читается трагедия. Удивительно, насколько объёмными получились образы. А на самом деле трагедия только-только разворачивается.

Тишина и слёзы. Трудно сказать, чего в спектакле больше — пронизывающей боли или лёгкости и смеха. Перед нами предстаёт сама жизнь — непредсказуемая, тяжелая, в которой боль предательства чередуется с нечаянной радостью. В которой мы очень хотели бы предстать лучше, чем есть, только это не выходит. Искренняя, задорная, удивительно грустная и одновременно лёгкая история, заставляющая задуматься.

Интересно, что несмотря на такие удачные приметы своего времени — например, прищепки на верёвке, на чёрно-белые фото, всё, что происходит на сцене, кажется удивительно современным. Это всё о нас с вами.

Быть может, мы живём в городе, а не на селе, умеем завязывать галстук и говорим правильно, без характерного говорка, не глушим водку и не копаем картошку. Это ничего не меняет. Кажется, что смотришь в большое зеркало, в котором узнаешь себя, соседей, родных и друзей.

Как можно было так сыграть эту боль, рассказать о ней столь простыми словами? Показать такими комичными сценами, что зал в едином порыве вытирает слёзы? Я не знаю. Но это удалось.

Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии Натальи Овчинниковой можно посмотреть здесь
При участии Марии Будановой и Ольги Бурмистровой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.