«Мадам Бовари». ХХ век

_MG_32606 и 7 августа в театре «Балтийский дом» прошли премьерные показы «Мадам Бовари». Причем премьера состоялась не только у спектакля. Для молодого режиссера Натальи Индейкиной, которая и смогла воплотить на сцене действие романа Гюстава Флобера, это первый крупный спектакль для взрослой аудитории. И, надо сказать, дебют оказался весьма успешным и ярким.

Зрителей, желающих увидеть, новую и довольно смелую постановку, собралось немало – были заняты все сектора зала. Кто-то вчитывался в программки, а кто-то даже держал в руках сам роман. Наверное, чтобы лучше прочувствовать.

За что можно поставить огромный плюс постановке в «Балтийском доме», так это действительно за смелость. Во-первых, расположение зрителей и самого театрального действия. По сути, и зрители, и актеры находятся на одной большой сцене, где в ее середине оставлено место для спектакля и декораций. Это совсем другое ощущение – «рядом», когда все коллизии разворачиваются в паре метров от тебя. Возможно, говоря о каком-нибудь другом спектакле, этот момент можно было опустить. _MG_3628Но в ситуации с «Мадам Бовари» — нет. И вот почему. Когда Флобер писал роман, он, по словам очевидцев, обращал очень большое внимание на детали, на их проработку и точность. И вот эту же игру деталей, их «отточенность» можно видеть в инсценировке Натальи Индейкиной. При такой близости зрителей к месту действия, будь эти детали непроработаны – это бы обязательно сказалось на общем впечатлении от постановки, оставив осадок неправдоподобности или, в худшем случае, и вовсе – скуки. Но здесь, все, что мы видели, было правдоподобно: и капающая вода из крана в доме Бовари, и шарф Эммы, и по-настоящему перевязанная нога Ипполита.

Смелым решением режиссера было перенести действие романа на век вперед – в 1920-е годы. Тем не менее, спектакль от этого совершенно не пострадал. Наоборот, видна не просто калька с текста романа, а авторское осмысление и поиск. В конце концов, появившееся в постановке танго (вместо вальса Флобера) удивительно влилось в новое прочтение, суть которого осталась прежней. Режиссер очень аккуратно работает – ни основная мысль, ни конфликт, ни логика произведения не изменяются. Новой оказывается только форма, и это придает спектаклю еще большую ценность.

_MG_3722Стоит ли говорить об актерской игре? Конечно стоит, но здесь многого и не скажешь. Прекрасно-восторженная, а затем обессилевшая Эмма (Екатерина Решетникова), влюбленный и порой чересчур приземленный Шарль (Константин Анисимов), обаятельный и подлый Буланже (Валерий Соловьев), молодой и страстный Леон (Александр Чернышев) – все это и даже большее удается актерам почти без шероховатостей и малейшего намека на фальшь.

Я намеренно не пересказываю сюжета «Мадам Бовари». Просто потому, что после спектакля остается ощущение – слишком много всего, и не рассказать. Все, что мы можем прочитать в кратком изложении, в каких-то формулировках – все будет не тем. Постановка настолько очевидно дает нам понять неоднозначность жизненных ситуаций, логику поступков героев, стечение обстоятельств, что осмысление требует времени. Так запросто уже не дашь оценку – «хороший», «плохой».

OLYMPUS DIGITAL CAMERAНа этом и мы с оценками закончим. Скажу только последнее, что должно еще раз подтвердить актуальность и ценность спектакля – артистов не отпускали со сцены очень долго. Хлопали и хлопали в ладоши, дарили и дарили цветы. Ну и куда же без выкриков «браво»! В общем, в «Балтийский дом» все же стоит наведаться. И не смущайтесь, если вы не читали роман Флобера. Эффект может быть самым неожиданным.

Инга Бугулова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии с официального сайта театра-фестиваля Балтийский дом


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.