Маяковский: гений, не вставший в строй

Фотография Юлии Губиной с сайта театра

2 сентября 2022 года на сборе труппы «Ленкома Марка Захарова» было объявлено о постановке хип-хоп оперы «Маяковский». Событие ожидаемо по многим параметрам. Спектакль готовится к 130-летию Великого Поэта, постановщиком выступает главный режиссёр театра – Алексей Франдетти, а музыку и тексты песен сочиняет Василий Вакуленко (он же – Баста). В июле 2023 года состоялся ряд предпремьерных показов спектакля, жанром которого стало определение «муздрама». С 8 по 10 сентября ленкомовский зритель увидел официальную премьеру «Маяковского».

Гений не встанет в строй –
     Одиночеством сыт будет.
          Когда кончается Герой,
               Начинаются Люди!

(Мать Маяковского)

О жизни одного их самых известных Владимиров Владимировичей поставлено немало спектаклей и литературных композиций, однако его немногочисленные пьесы ставятся крайне редко. Писатель и поэт, Маяковский прожил короткий и трагический отрезок жизни – ключевые эпизоды этой судьбы легли в основу мюзикла (замаскированного под «муздраму») с талантливыми ленкомовскими артистами.

Вновь Алексей Франдетти старается придерживаться классической мюзикловой модели повествования. Открывает спектакль музыкальный номер «Акробаты разбитых надежд». Окружение Маяковского поочерёдно, а затем хором исполняет эту тревожную композицию, откровенно намекая на трагический исход жизни поэта.

Буквально через несколько дней после премьеры Баста выпустил этот трек в своём исполнении – любопытные могут незамедлительно послушать его вариант. В спектакле также используются уже зарекомендовавшие о себе ранее песни Василия Вакуленко, среди которых «С надеждой на крылья», «Вечно молодой», «Неболей», «Хочешь жить» и незабвенная «Сансара». Они ярко вписываются в сюжетную канву в своих свежих и мелодичных аранжировках и придают спектаклю статус полуджукбокса.

Бомбическими хитами предстают для зрителя и остальные композиции, написанные специально для спектакля. Лирический дуэт Володи и Эльзы цепляет своей воздушностью, сопернический дуэт Лили Брик с сестрой очень ярко иллюстрирует их конфликт, а фраза «Маяковский – это два метра стиля» из сцены внешнего преображения поэта в Моссельпроме заедает в голове до конца спектакля.

Конфликтные сцены поэта с другими писателями решены через рэп-баттлы – оригинально, и в то же время ожидаемо. Легенды «Ленкома» Иван Агапов в образе Корнея Чуковского и Виктор Раков в образе Максима Горького читают рэп! Ну где ещё такое увидишь? Спор с Сергеем Есениным – подобный баттл, на который очень ярко реагирует зрительный зал. С задачей привлечения молодёжи в театр постановщики справились удачно – прямо как поётся в середине первого акта: «Всё ради соцзаказа».

Филигранны актёрские работы ленкомовцев. Станислав Тикунов наделяет своего Маяковского ярым энтузиазмом и верой в собственный талант. Лиля Брик как героиня очень ярко прописана в самой пьесе. Словно иногда она главнее Маяковского. Впрочем, так и есть, ведь героиня оказывала на поэта немалое влияние. Лиля в исполнении Анны Зайковой получилась многогранной и всеобъемлющей, какой и должна быть женщина. Актриса очень ярко передала любовь и эгоизм, которые смешались в душе возлюбленной Володи.

Александр Горелов, исполнитель роли Осипа Брика, также сумел передать все странности своего персонажа, среди которых полное погружение в литературный мир и стремление к избеганию реальности. Любовь Матюшина в образе матери Маяковского ранима и последовательна, воздушна и женственна, по-матерински… Колыбельная маленькому Володе в её исполнении успокаивает с первых нот.

Кирилл Русин – талант, исполняющий роль Таланта. Его персонаж моментами появляется параллельно с Маяковским и говорит со зрителем лишь языком пластики и тела. Зигзагообразные и быстрые движения иллюстрируют мощь внутренних порывов писателя.

У многих актёров небольшие роли, но все они создают мощный ансамбль, к которому всегда стремился Марк Анатольевич Захаров. Он очень любил музыкальность и ритм, а новый «Маяковский» насквозь пропитан этими составляющими.

Декорации в спектакле – не самое новое изобретение (выдвигающиеся боковые стены, мост и куб с лестницей), однако огромное количество встроенных световых механизмов поражает, и что самое главное – они играют на динамику и музыкальность действия за счёт чётко выстроенной световой партитуры. Костюмы из джинсы особенно ярко вписываются в стилистику, подчеркивая бунтарский дух Маяковского.

Хореограф Ирина Кашуба, как и всегда, новаторски подошла к новому спектаклю и также сохранила в хореографии этот бунтарский дух.

Можно ли назвать «Маяковского» в постановке Франдетти новым этапом «Ленкома»? Можно! Параллель с рок-оперой «Юнона и Авось» уже кто только не провёл… И «Сансара» в финале напоминает арию «Аллилуйя Любви!»… Традиция музыкальных спектаклей продолжена. Но Алексей Борисович угнался за двумя зайцами – с его-то опытом! Он хотел создать в России что-то напоминающее мюзикл «Гамильтон» – новаторский, со смешением жанров и стилей. И это получилось. «Сансара» напоминает «Who Lives, Who Dies, Who Tells Your Story» (из «Гамильтона») – тема продолжения рода как продолжения общей истории. Зритель уходит с надеждой и тёплым сердцем, несмотря на трагедию жизни.

Станет ли «Маяковский» легендой покажет лишь время, но уникальность его очевидна.

P.S: Да и поскорее бы надумали выпустить полноценный альбом с песнями из муздрамы…

Владимир Демин специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.