МХТ открывает сезон. Обходим театр от подвала до крыши

Театр – нежное чудовище.
А. Блок

Московскому Художественному вот-вот исполнится 125 лет. Перед историей этого театра понимающий зритель снимает шляпу, и даже самому неискушённому обывателю знакомы имена отцов-основоположников и корифеев сцены разных эпох. Нынешний сезон станет по-настоящему юбилейным: 26 октября на основной сцене будет представлена премьера спектакля-посвящения «9 ряд, 10-11 место» по пьесе Юлии Поспеловой в постановке Дениса Азарова. Константин Хабенский заверил, что этот спектакль не станет «разовой акцией», но войдет в репертуар. Своё место в афише театра займут в этом сезоне 11 новых названий.

Сбор труппы начался с личных дат и рубежей – художественный руководитель поздравил с круглыми датами тех, чьи дни рождения пришлись на летнюю пору: среди юбиляров сотрудник репертуарной части, лифтёр, столяр, костюмеры, заведующий ХПМ и начальник отдела режиссёрских пультов (воистину, коллеги театралы, мало ещё знаем мы о внутреннем мире театра!). Не всех Константин Юрьевич представил по должностям – например, Наталью Трихлеб и некоторых других сотрудников труппа утопила в овациях, не дожидаясь уточнений.

Как всегда в начале сезона, коллективу представили «новичков». Это, по сути, лишь «закрепление» факта: артисты, зачисленные в труппу, уже участвуют в спектаклях МХТ в течение достаточно долгого времени. Студенты Школы-студии, оккупировавшие раёк, радостно приветствовали выпускников, достигших партера.

Поздравление от министра культуры России Ольги Любимовой продемонстрировали в видеоформате; почтили минутой молчания память ушедшей летом Ирины Мирошниченко.

Каковы планы театра на новый сезон? Основная сцена примет режиссёрскую версию «Маскарада» Петра Шерешевского, Юрий Муравицкий представит «Как вам это понравится», в конце сезона первые зрители познакомятся с постановкой Дениса Азарова «Театральный роман» (что называется, «пора»), а сам Константин Хабенский задумал «творческое хулиганство», названия которого пока не раскрыл.

Малая сцена отобразит женский взгляд на театр изнутри и снаружи в спектакле «Занавес», будет поставлен «Голод» Кнута Гамсуна, Марат Гацалов представит «Стоиков». Планируется сотрудничество с Антоном Фёдоровым из новосибирского театра «Дом».

Новую сцену осенит собою Ольга Яковлева в главной роли в пьесе Ярославы Пулинович «Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето».

Разнообразные проекты намечены на зимний период: это и рождественский концерт, и театральная акция «Ленинградские каникулы» к 80-летию снятия Блокады, и постепенная реализация задумок победителей «АртХаба» Екатерины Шиховой, Александра Золотовицкого и Филиппа Гуревича. «АртХаб» как лаборатория продолжит
свою работу осенью по теме «Воспоминание о будущем» (сочинительские тандемы режиссёров и драматургов), а весной перенесёт фокус внимания на приближающийся 225-летний юбилей А. С. Пушкина.

В День театра в МХТ вручат внутритеатральные премии «Без комментариев» и «На орбите». Многообразная благотворительная и музейная деятельность театра также продолжится, вписав в себя новую традицию – сотрудничество с корпорацией Роскосмос.

География гастролей в новом сезоне охватит Казахстан, Японию и Белоруссию, а также, возможно, Китай. В России МХТ ждут в Твери, Балашове, Казани, Уфе и Санкт-Петербурге.

Напоследок поблагодарив верных спонсоров театра во главе с ВТБ, художественный руководитель попросил весь собравшийся коллектив перейти на сцену, чтобы сделать общее фото для памятного альбома к юбилею театра.

Затем состоялся пресс-подход к Константину Юрьевичу в фойе, где он конкретизировал для репортёров некоторые детали, а желающие могли посетить выставку музея МХТ, посвящённую, собственно, истории самого музея, которому в этом году исполнилость 100 лет.

Так мы познакомились с «парадным» залом Московского Художественного театра: его лицом, повёрнутым к публике. Но вспомним слова Александра Блока: «Театр – нежное чудовище» и попробуем заглянуть дальше, чем обычно доводится зрителю и обозревателю. Ведь «зрительская» сторона – лишь верхушка айсберга, ладонь великана, на которой мы уютно устраиваемся послушать его истории-спектакли. Как же всё устроено за пределами нашей видимости? Вашему корреспонденту повезло: с лёгкой руки директора театра, Айрата Тухватуллина, и с неоценимой помощью начальника отдела механизации и технологического оборудования сцен Дмитрия Копейкина удалось осмотреть «вершки и корешки» мощного механизма, обеспечивающего работу всей театральной машинерии.

Первое, что изумляет при поднятии лифта на десятый этаж – откуда здесь такая высота? «Башню» управления колосниками можно увидеть только с верхних этажей зданий квартала и немного из переулка у служебного входа. Те читатели, кто ожидает разговора о тросах и галереях – минутку терпения: они располагаются ниже.

Современный театр далеко ушёл от ручной лебёдки и гашения огней рукотворным сквозняком. Верхний этаж занимает настоящая «серверная», заполненная рядами шкафов электронного оборудования, обвешанных датчиками и контроллерами. А вот ниже, действительно, вы увидите «лес» тросов, проходящих к штанкетам, где крепятся подвесные декорации. Оборудование 2007 года выпуска настолько надёжно, что не требует замены.

Планшет сцены находится в 24 метрах под верхним уровнем машинерии и в 13 – над нижним. Под сценой располагается целая система плунжеров – платформ, с помощью которых на ней можно создать любой «рельеф», придуманный режиссёром. Эта часть оборудования не слишком часто используется – что, конечно, жаль, но с другой стороны, к примеру, моторы выпуска 1987 года прекрасно сохранились и прослужат, по мнению специалистов, еще не один десяток лет.

Подвальная часть театра заключена в мощный металлический кессон для защиты от действия внешней среды: ведь центр Москвы стоит на скрытой от глаз реке Неглинке, что делает необходимой солидную гидроизоляцию всех подземных конструкций. Здесь даже работают только по двое: никакая мобильная связь невозможна.

Знаете, что невольно обращает на себя внимание среди всех этих стальных балок, толстых цепей и стальных тросов? Тоненькие, как гитарные струны, проволочки, протянутые по всей высоте плунжеров от изнанки сцены до дна кессона. На самом деле, они служат датчиками положения платформ (раньше для этого использовались специальные гребёнки, ещё сохранившиеся на своих местах). Шутка «на них всё и держится» смешит только на второй секунде, если честно.

В какой-то мере строки «ночевала тучка золотая на груди утёса-великана» довольно наглядно иллюстрируют суть физического соотношения между собственно творческим и электронно-механическим содержанием современного театра. Одушевить технологии, поставить их на службу искусству, протянув «великанскую руку» людям – вот задача всех служб без исключения. Её-то и будет решать Московский Художественный театр в новом сезоне. Как 125 лет делал это до сих пор.

Елена Трефилова специально для MuseCube

Фотографии автора можно увидеть здесь

А фотографии Евгении Окниной — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.