«Эфраим Севела обладает свежим, подлинным талантом и поразительным даром высекать искры юмора из самых страшных и трагических событий, которые ему удалось пережить…» (Ирвин Шоу)
В Санкт-Петербурге с 6 по 18 октября проходит 33-й Международный фестиваль «Балтийский дом». В этом году фестиваль направил «Взгляд на Восток»: на площадке «Балтийского дома» можно увидеть постановки Индии, Ирана, а также спектакли российских театров по произведениям восточных авторов и колоритные этнические постановки национальных театров республик (Калмыкии, Бурятии, Якутии).
16 октября состоялся показ постановки «Моня Цацкес – знаменосец» Московского еврейского театра «Шалом» по одноименной повести Эфраима Севелы (премьера 22 сентября 2022 года).
Севела — русский писатель еврейского происхождения, сценарист и кинорежиссер, жил и работал в Израиле и США. В 1990 году после 17 лет эмиграции вернулся в Россию по приглашению Союза кинематографистов и снял фильмы по своим сценариям («Попугай, говорящий на идиш», «Господи, кто я?» и другие).
История молодого литовского еврея Мони Цацкеса, который не хотел воевать, но вынужден был вступить в стрелковую дивизию, стать знаменосцем и пройти всю Великую Отечественную войну, рассказана через призму юмора, милосердия и огромной любви к жизни. В ней нет героизации, а есть жизнь маленького человека, попавшего в мясорубку войны. Отвратительной, беспощадной войны.
По словам режиссёра и художественного руководителя театра «Шалом» Олега Липовецкого, «смех уничтожает страх. В смехе проявляется сила и жажда жизни. Мы играем этот спектакль в память о людях всех национальностей, которых забрала война, и в память о миллионах евреев, погибших в боях, концлагерях, оккупации и гетто. Они хотели жить. Любить, смеяться, дружить, молиться, рожать детей… Пока мы их помним — они с нами. Их любовь, их вера, их юмор и их молитвы».
«Моня Цацкес – знаменосец» – синтез сторителлинга и «площадного театра», постановка поделена на яркие эпизоды-главы. Актёры ломают четвертую стену, часто обращаются в зал за поддержкой, вовлекая их в действие. Декораций – минимум. Четыре стула – вот, собственно, и всё (художник Ваня Боуден). А в центре – потрясающие своей органикой актерские работы Антона Шварца, Антона Ксенева, Николая Тарасюка и Карины Пестовой. Каждый лепит по несколько персонажей, мгновенно перевоплощаясь: Карина – из любвеобильной Марьи Антоновны в грубоватую фронтовичку Цилю и трогательную Фиру, Антон Ксенев играет сурового с виду старшину Качуру и подполковника Штанько, Николай Тарасюк – лучшего друга Мони, застенчивого Шляпентоха, и политрука Каца, свято верящего в идеалы советской власти. Кстати, Ксенев и Пестова – знакомые петербургскому зрителю актеры (оба ранее играли в Камерном театре Малыщицкого). Антон Шварц – и отважный ребе, который остается верен своей религии, и предприимчивый и неунывающий Моня, он снова и снова выбирается из передряг, но остается верен себе, влюбляется и находит настоящих друзей на войне. Моня проходит духовный путь от наивного ребячливого юнца к взрослому человеку, который способен разглядеть людей во врагах и не исполнить задуманный план мести, а пощадить и разделить с ними еду, вспоминая своих убитых родных.
Теплый юмор, обаяние и задор молодости, жизнелюбие роднят «Моню Цацкеса» с важными петербургскими постановками – «Человеком» в БДТ по мотивам книги Виктора Франкла «Скажи жизни “Да”: записки психолога, пережившего концлагерь», «Анной Франк» в Цехъ театре и «Будь здоров, школяр» по повести Булата Окуджавы в МДТ. Все они – о милосердии, о том, как остаться человеком в нечеловеческих условиях и о том, что жизнь – важнейшая ценность в мире.
Наталья Стародубцева специально для Musecube
Добавить комментарий