«Морозко» в Новом Театре: любви морозы не помеха

Этой снежной зимой, когда сугробы каждый день становятся все выше и выше, как не поверить в то, что за всем этим стоит особая сила, имя которой Морозко? В Новом Театре, в усадьбе Салтыковых-Чертковых в центре Москвы, просто не могли придумать лучшего времени, чтобы рассказать свою версию сказки, корни которой уходят в Средневековье. 10 декабря там состоялась премьера нового иммерсивного спектакля «Морозко».

Если вы еще не слышали об иммерсивности, поясним: в переводе с английского «присутствие, погружение» — это особый вид восприятия, который создает эффект включения в искусственно созданную среду. По сути это новый термин для уже существующего понятия: искусство всегда стремилось воспроизвести реальность и окружить ею своего зрителя, читателя или слушателя.

Вот и в «Морозко» зритель окажется в середине повествования: в Дубовой гостиной Аленушка покажет вам охотничье ружье своего отца и попросит совета, в Каминном зале одна из ее сестер, оторва Регина, будет отчитывать мать и покажет навыки бокса, а в следующем зале манерная Виктория, как и все злые красавицы сказок, будет спрашивать у вас, кто на свете всех милее — и не дай Бог вам ответить неправильно. А самый главный бал, конечно, произойдет в Готическом зале, где стрельчатые арки зеркал и окон станут идеальной декорацией для кульминации зимней сказки. На финал вас пригласят уже в более привычный зрительный зал, где вы, наконец, получите ответ на вопрос: найдут Морозко и Аленушка свою любовь или нет?

У зрителя постарше слово «Морозко» неизменно вызовет в памяти кадры из фильма Александра Роу с Марфушенькой-душенькой, не принцессой, а королевной Инной Чуриковой, а также хрестоматийное: «Тепло ль тебе, девица?» Эта «магическая» фраза прозвучит и здесь, но при других обстоятельствах. Вообще в современном «Морозко» от советского остался, пожалуй, только посох. Остальная же сказка – это такой микс «Золушки», «Холодного сердца» (она же «Frozen») и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина — особенно в тот момент, где Морозко обращается к силам природы, чтобы найти свою возлюбленную.

Тут взрослая публика возрадуется особо, потому что сиянием солнца их одарит Леонид Якубович. Маленькие же зрители такие реминисценции и аллюзии вряд ли оценят, зато с удовольствием сами подскажут царевичу Морозко, как зовут его суженую, посочувствуют псу злой Виктории и будут завороженно наблюдать за судьбоносным балом. Для них же скоморохи-гонцы, которые и водят гостей из зала в зал, будут читать рэп-предысторию.

Единственное, что можно здесь посоветовать – побольше интерактивности. Наш скоморох во время технической заминки явно позабыл о своих скоморошеских функциях и вместо того, чтобы развлекать зрителей загадками и шутками, просил тишины для рождения сказки. Но, видимо, какая сказка, такие и скоморохи: если старец Морозко превращается в молодого царевича, чему удивляться?

Если вы ни разу не были в усадьбе Салтыковых-Чертковых, а ваш ребенок даже краем глаза не смотрел фильм Роу, то такой «Морозко» — отличный выбор для подарка на зимние праздники.

Елизавета Маркова специально для Musecube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.