«Москва-Петушки»: интеллектуальное путешествие вместе с Театром «Кашемир»

москва петушки

Совсем недавно, в октябре, молодой театр «Кашемир» познакомил зрителей со своим первым спектаклем — «неоперной комедией» об опере «Фауст. Четвертая стена», премьера которой прошла с большим успехом. И вот, 21 ноября 2023 года «Кашемир» вновь гостеприимно распахнул двери Дворца на Яузе, представив на суд зрителей свою новую премьеру – спектакль «Москва-Петушки», в основу которого легла одноименная поэма Венедикта Ерофеева. Театр начинается с вешалки, а премьера «Кашемира» с приветственного бокала игристого. Организаторов нельзя упрекнуть в неумении создать одновременно праздничную и настраивающую на нужный лад обстановку. За «правильное» настроение в этот раз отвечали музыканты стрит-бэнда «Фрикинг Аут»: похожий на Кота Базилио, вокалист, самозабвенно в своеобразной манере с чувством пел хиты 80-х, создавая атмосферу привокзальной площади, что очень подходило к теме спектакля.

Написанная в 1969 году Ерофеевым поэма об интеллигентном алкоголике, едущем из Москвы в Петушки к своей любовнице и маленькому ребенку — произведение вне времени. Описываемые события, с некоторой поправкой на детали, вполне могли произойти и в наше время, а потому даже спустя несколько десятилетий спектакль смотрится свежо, и зритель с неподдельным интересом следит за разворачивающимся на сцене действием, вместе с героем погружаясь в философские размышления и мечты о поиске личного рая. Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, пьяный юмор и хохмы, поэма Ерофеева гораздо глубже и шире, чем просто анекдот о похождениях непутевого пьяницы. Поэма «Москва-Петушки» не раз вдохновляла режиссеров на постановки, но замахнувшемуся на «святое» Федору Малышеву удалось показать многогранность произведения, ставшего уже классикой советского периода, а исполнитель главной роли Иван Добронравов успешно воплотил на сцене образ спивающегося интеллектуала. Сценография спектакля подчеркнуто минималистична. Первое, что бросается в глаза на сцене — уходящий в глубину сцены световой портал. Он создает ассоциации с коридором, ведущим «вглубь разума» Венички, который в пьяном угаре пробирается сквозь пьяные разговоры с пассажирами, видения чудищ, ангелов и сатаны, пытаясь найти свой путь к свету и выходу из этого ада. И в этом описании горячечного бреда можно разглядеть аллегорический подтекст и связь с окружающей нас действительностью, где очередная выпитая рюмка – это попытка убежать и спрятаться от нее и, наконец, расслабиться, погружаясь в спасительное состояние опьянения. Человек слаб и не все находят в себе силы противостоять, особенно, когда это противостояние с самим собой.

В этом спектакле каждый сможет найти что-то свое – здесь и искрометные шутки, и глубинный подтекст как пища для ума – в любом случае вы получите удовольствие и прекрасно проведете время! Мои самые высокие рекомендации. Ждем новых премьер!

Роман Черный специально для Musecube.org
Фотографии Ирины Прико можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.