А не спеть ли мне песню о любви?
А не выдумать ли новый жанр?
Чиж & Co
В начале декабря в нашей столице грянуло открытие нового театрального пространства «Одеон» (в здании бывшего казино «Голден Пэлас»), сразу заявившего о себе амбициозным замахом на создание особого жанра – «гастромюзикл». Авторы подразумевают, что посещение ресторана и театра возможно совместить, не потеряв прелести ни одного из событий, но взаимно обогатив «чувственный опыт» посетителя, так сказать, и хлебом, и зрелищем в равных долях.
Самый поверхностный поиск в интернете подсказывает, что «гастроспектакль» как таковой – затея не новая. Есть даже целые «гастротеатры», где кухня является дополнением к представлению и наоборот. В МДМ, к примеру, не первый сезон идут «мюзиклы за столиками» с возможностью перед началом шоу сделать заказ в театральном буфете и наслаждаться просмотром под бокал вина и десерт.
В «Одеоне» пошли дальше. Описание на сайте проекта гласит, что публике будет представлен «живой и современный микс театрального представления, бродвейского мюзикла, ресторанного ужина и музыкальной вечеринки». Ваш корреспондент попытается в этой рецензии взвесить результат совместных усилий творческой команды и бойцов кулинарного фронта.
Ценителей мюзикла ждёт в «Москве», которая не верит слезам, встреча как с признанными мастерами сцены, так и с начинающими (в роли официантов – студенты театральных вузов, и справляются они с непрофильной задачей очень неплохо). В главных ролях вы увидите лауреатов «Золотой маски» и финалистов телеконкурса «Большой мюзикл», ведущих артистов музыкальных театров столицы и легендарных «зубров», блиставших еще двадцать лет назад в первых проектах жанра на российской сцене.
О чем же повествует сюжет спектакля и как он сочетается с антуражем роскошного ресторана? (Кухне, сразу надо заметить, сплошные аплодисменты – всё вкусно, легко, изящно оформлено и подаётся в разумной дозировке и вовремя.)
Шоу строится по принципу чередования собственно сценического действия и подачи серии яств от лёгкой закуски до десерта. Три умеренно продолжительных (минут по сорок) отделения с двумя антрактами для смены блюд (во время которых вы тоже не заскучаете – об этом позаботится безмолвный, но очень выразительный «охранник» с забавными репризами: в роли заняты Алексей Исаченко и Константин Иванов). Войти в атмосферу спектакля и выйти из нее каждый раз помогает «бармен» — в своем роде аниматор-рассказчик (Ив Набиев и Андрей Фёдоров).
Сюжет, который в общих чертах вы можете также найти на сайте «Москвы», по факту оказывается сложнее и, честно говоря, интереснее заявленного. Парочка «твистов», придуманных авторами сценария, украсили бы любую чисто театральную интерпретацию истории юной провинциалки, покоряющей столицу, проходя нелёгкие жизненные испытания.
«Москва слезам не верит» относится к подвиду так называемых «джукбокс-мюзиклов», то есть музыкальный материал не написан специально, а подобран – в нашем случае – из хитов разных лет, групп и исполнителей (отечественных и зарубежных), объединённых более или менее общим отрезком времени, когда мы массово слушали эти песни на дискотеках. Если вам отзываются словосочетания «Иванушки интернейшенл», «Отпетые мошенники», «Руки вверх», «Гости из будущего», «Чиж и Ко» — вам будет приятно вспомнить хиты этих групп и их современников. Тем более что в «Одеоне» мелодии исполняет живой оркестр, ловко миксующий темы в соответствии с ходом повествования и характерами персонажей. Кстати, вы знали, что «Роксен» из «Мулен Руж» отлично сочетается с «Позвони мне, позвони»? А ещё вас по-доброму разыграет неподражаемая «девушка из зала» (Наталья Васина) – и вы обязательно поведётесь!
Поклонники и знатоки московских мюзиклов со стажем опознают в деталях костюмов, репликах героев и музыкальных вставках немало так называемых «пасхалок», то есть отсылок и цитат из знакомых и любимых спектаклей. Например, головной убор Дивы мы видели у Волшебника в «Обыкновенном чуде» на Дубровке. Трубач, время от времени пронзительно напоминающий о себе, передаёт привет «Стилягам» Театра наций. Драка на вечеринке словно всплыла из глубин подводного царства царя Мореслава. А имена главных героев практически сошли с подмостков Театра мюзикла: Соня из «Преступления и наказания» и Макс из «Праймтайма». Ну и без Гоши-Гоги-Георгия Иваныча не обошлось: так зовут Режиссёра, как бы мучительно репетирующего очередное ревю с капризной примой, по понятным причинам отвергающей всякие реновации (Юлия Чуракова и Алёна Фалалеева).
Главные герои (роль Макса в обоих спектаклях, которые мне довелось увидеть, жарко исполнил Сергей Смолин) приезжают в златоглавую, чтобы стать звёздами сцены. После кастинга – знамо дело, не особо честного — наша героиня оказывается за бортом желанной профессии (и личной жизни), будучи замечена только печальным хореографом Алексом (Александр Космачев и Денис Котельников), мнение которого до поры до времени никого не интересует. К сожалению, аудитория тоже едва ли смогла оценить девушку по беглому представлению – все ее сольные выходы далеко впереди. Ранее заявленные в описании шоу детали биографии Алекса: травма, финал карьеры, новое начало – не вошли в спектакль, но угадываются в отыгрыше исполнителей роли. Однако обстоятельства меняются самым радикальным и неожиданным образом, и «золушка» (Ася Будрина и Дарья Зайцева) всё-таки получает и блеск софитов, и принца.
Перед артистами в «Одеоне» поставлена непростая задача: увлечь публику игрой и вокалом и при этом не помешать гастрономическому процессу за столиками. Учитывая, что с дальних от сцены мест не очень-то различима мимика исполнителей, основным языком общения сцены и зала становится собственно голос, хореография и световые эффекты. Пожалуй, это можно трактовать как просчёт постановщиков: ведь актёры могли бы дать зрителям больше, если бы, к примеру, их эмоции в особенно важные моменты действия транслировались на большой экран, который так красиво дополняет визуальный ряд представления. Наверняка это технически возможно на такой продвинутой площадке.
Отдельно отмечу сольный номер «режиссёра» — смешной и по-чаплински трогательный, открывающий нам душу творца в простенькой песенке. «Гоша» мечется по сцене и залу, стараясь попасть в свет (знакомая, к сожалению, ситуация «артист в руках неумелого осветителя» здесь доведена до абсурда). Поклон обоим исполнителям этой роли (Константин Соколов и Алексей Бобров) за милую человечность, прорывающуюся с их помощью в суетливом и профессионально язвительном герое пьесы.
Итак, главный вопрос: стоит ли идти на шоу «Москва слезам не верит»? Советовать тут сложно, всё зависит от вашего вкуса – музыкального и ресторанного (чересчур придирчивым людям некоторые блюда могут показаться слишком острыми, а отдельные шутки – слегка пресноватыми), ну и, конечно, от финансовых возможностей. Впрочем, если среди исполнителей есть ваши любимцы, то, определённо, стоит рискнуть и испытать заявленный в анонсе «новый чувственный опыт». В конце концов, скоро новогодние праздники – время подарков! Отчего бы не попросить Деда Мороза сводить вас в «Одеон», пока часы не пробили полночь.
Елена Трефилова специально для MUSECUBE
Фотографии Марии Гордиенко можно посмотреть здесь
Фотографии Ирины Максимовой можно увидеть здесь
Видеорепортаж Александры Вселенной можно посмотреть здесь
Добавить комментарий