На перекрестке железных дорог

FJw_gTkhil0Современный житель мегаполиса практически каждый день бывает в местах массового скопления людей, таких как метро, бизнес-центры, поезда, магазины и др. Занятые собственными мыслями, переживаниями и целями, мы редко вглядываемся в лица окружающих нас незнакомых людей. А ведь за обычным, на первый взгляд, человеком, может скрываться удивительная история, или даже целый неизведанный мир…

Зрители спектакля «Пассажиры», прошедшего 20 мая на Новой сцене Александринского театра в рамках XV Международного фестиваля «Радуга» на полтора часа погрузились совершенно в иную реальность, хоть на первый взгляд обыденную — ведь, казалось бы, что удивительного может быть в поездке на поезде? Удивительными могут быть люди, если ими искренне интересоваться.

«Пассажиры» являются результатом творческой работы театральной группы «Periskop» (Германия), театра «Korjaamo» (Хельсинки / Финляндия) и «Rml-Cinechamber» (Сан-Франциско / США). Авторами идеи создания постановки являются мультимедийный художник Эгберт Миттельштадт (Германия) и режиссер Давид Джиованзана (Швейцария), решившиеся на смелый эксперимент по расширению профессиональных границ. Именно создания нового языка, на котором можно рассказывать зрителю истории и стало той исходной вдохновляющей идеей. Для Д. Джиованзана, как режиссера, возможность окунуться в мультимедийную среду оказалась необычайно привлекательной, в точности как и для художника Э. Миттельштадт, драматический театр открыл совершенно новый простор для творчества. Одним из первых замыслов была постановка произведения популярнейшего писателя Харуки Мураками, но постепенно стало ясно, что нужна новая, еще нерассказанная история.

BVFGBhOZpgsДействие происходит в специально созданном медиапространстве, куда попадают не только трое путешественников и контролер, но и каждый зритель, ведь благодаря объемному звуку и панорамной проекции все в равной степени чувствуют себя пассажирами поезда, идущего из Хельсинки в Лапландию.

Одним из интересных моментов является интернациональность главных героев и их попытка найти с друг другом контакт и взаимопонимание, несмотря на языковые различия и принадлежность к разным культурам. Итальянец, от которого ушла жена, оставив ему лишь записку, назвав его пустым местом, знакомится с немецким военным фотокорреспондентом, терзаемой сомнениями правильно ли она сделала, опубликовав один из своих репортажей. Казалось бы, ничего общего у этих людей быть не может, но постепенно они открывают мир друг друга и из чужих становятся близкими. В этом своим пассажирам активно помогает финский контролер, пожалуй, являющийся самым загадочным персонажем всей постановки, ведь о нем самом мы не знаем практически ничего. Искренне любящий свою работу, по большому счету однообразную, если бы не одно обстоятельство: люди всегда разные, с совершенно неповторимыми судьбами и историями. А что может быть увлекательнее для человека, который стремится изучать окружающих? С помощью волшебника-контролёра непостижимым образом выводится на свет все самое личное, то что каждый старается спрятать подальше не только от других, но и прежде всего от себя. Но именно это и помогает героям осознать, что не бывает неразрешимых проблем, а бывает неправильное отношение к ним. Например, во время общения с японкой из Фукусимы, выясняется, что больше всего на свете ей страшно принять саму себя, помириться и воссоединиться с той своей частью, которая так и осталась запертой в покинутом ей доме. Перед зрителями разворачивается один из эпизодов ее детства, когда во время школьного мероприятия одноклассник, который ей нравился, выбирает не ее, а подругу. Это событие навсегда впечаталось в память и наложило отпечаток на психику. И когда на встрече выпускников, спустя много лет после окончания школы, она поинтересовалась у убывших одноклассников, помнят ли они события того дня, выяснилось что нет. Ведь всегда помнит только тот, кого не выбрали.

Наконец, приходит момент прибытия поезда, и пассажиры, покидая вокзал, устремляются к цели своей поездки, став за такое короткое время пути, немного другими, более свободными, и хочется надеяться, что более счастливыми. Все уходят, и остается лишь контролер, кричащий им вслед «Постойте!».

Все, кто работал над этим проектом добились поставленной цели— спектакль выходит за рамки сцены и охватывает зрителей, происходит общее взаимодействие. И, наверное, именно из-за слияния этих двух разных энергетических составляющих и родилось абсолютно новое явление в театре, которое поразит зрителя не только возможностями современных технологий, но и тем, как они помогают доносить до современного человека вечные истины.

Екатерина Горчакова, специально для musecube

Фото автора


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.