Наденьте маски, господа!

[quote]«Все ищут и не находят причину, по которой началась война. Бесполезное занятие! Война началась не по какой-то одной причине, война началась по всем причинам сразу»
Михаил Угаров[/quote]

nKo7PTmwSsA«Маскарад Маскарад» был показан 28 февраля в Приюте Комедианта в рамках внеконкурсной программы премии «Прорыв». Пьеса Михаила Угарова «Маскарад Маскарад» была создана в совместной лаборатории Театра.doc и Центра драматургии и режиссуры Лаборатории «Классика. Актуализация» по мотивам драмы Лермонтова. Режиссер спектакля — Семен Александровский.

Вы можете заглянуть в путеводитель «Пятьдесят книг изменивших литературу», найти в нем понравившееся произведение, исковеркать его и представить на всеобщее обозрение. Классику можно и нужно перерабатывать, чтобы она перерождалась и плодила новые смыслы. Можно отмести все условности, упростить язык, сделать персонажа безликим, назвав его Джон Доу; и использовать трусы, вместо маскарадной маски, но смысл, заложенный автором от этого не измениться.

Элементарная формула сюжета остается и продолжает жить. Предполагаемый Арбенин (Максим Фомин) по-прежнему все тот же человек, оказавшийся не в том месте и не в то время, который неправильно трактует ситуацию с потерянным браслетом. Не имеет значения кто он, бывший игрок или летчик. Военная и игровая стратегия остаются неприменимыми к реальной жизни. Можно выполнять фигуры высшего пилотажа, но это не будет иметь никакого значения, если ты у себя дома не можешь вписаться в дверной проем, пусть даже и нарисованный мелом.

G2AL8Спектакль проходит в формате stand up. Сцена представляет собой ночной клуб, играет клубная музыка. Актеры в стороне ожидают своей очереди, чтобы зачитать зрительному залу свои слова. Монологи, в которых вопреки настоятельным рекомендациям Правительства Санкт-Петербурга продолжает присутствовать ненормативная лексика, в этой постановке скомканы и перегружены, но они, следуя заданному формату, могут и развеселить, и шокировать. Текст Угарова — это остроумная игра слов и смыслов. На сцене смыслы, как правило, должны раскрываться, становиться доступнее для зрителя, но здесь этого не происходит. Нельзя сказать, что все они неудачные. Удался, пожалуй, монолог Джона Доу о великом и опасном русском языке, от которого русские сходят с ума, хорошо получились и финальные выступления.

WgXHhPouqyUНесмотря на то, что актеров поставили в очень жесткие рамки минимализма, они очень неплохо справились со своими ролями, хотя всех героев, кроме предполагаемого Арбенина, можно назвать проходящими. Основная смысловая линия проходит через его монологи. Сюжет ложится на современные реалии, отставной летчик-семьянин вполне может жить в соседнем подъезде. Идеальная жена Нина (Алена Бондарчук), как будто сошла с рекламного плаката, а Звездич (Максим Толстиков) мог бы оказаться завсегдатаем любого пафосного клуба.
Пьеса и постановка, безусловно, имеют свою идею и логику, но это не тот спектакль, на который можно пойти расслабиться и пустить слезу. Чтобы понять авторский замысел и найти свой зрительский баланс, приходится приложить немало усилий, обратиться к тексту и возможно иметь хотя бы общее представление о высшем пилотаже.

Этот спектакль не зря проходит в рамках фестиваля «Прорыв». Он является промежуточным этапом, поиском нового смысла, удачным экспериментом, поставленным Михаилом Угаровым и Семеном Александровским, но сложным и, вероятно, непонятным для неподготовленного зрителя.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии из открытого доступа


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.