На сцену Театра Терезы Дуровой смело шагнула американская литература – в репертуаре появился спектакль «О мышах и людях» по одноименной повести Джона Стейнбека. Дипломная работа выпускников Театрального института имени Бориса Щукина, уже сегодня играющих в ведущих театрах столицы, обрела новый дом.
По словам режиссера Константина Балакирева, эта постановка «в первую очередь – про одиночество и милосердие, понятия, знакомые и близкие и современному зрителю. В этом спектакле есть все: боль, ярость, надежда, нежность, страх и отчаяние. Проживать, переживать их – быть человеком». За этими двумя словами – одиночество и милосердие – скрывается невероятная глубина, в которую погружают зрителя актеры на протяжении спектакля.
Сюжет, позволяющий проникнуть в суть вопросов нравственных, предельно линеен. Предприимчивый Джордж вместе с умственно отсталым приятелем Ленни, с которым они неразлучны, приходят на ранчо на сезонную работу. Они сменили немало мест – Ленни настоящий богатырь, но применяет свою силу с избытком: от полноты чувств он, без злого умысла, убивает живых существ даже когда просто гладит их; его психологические особенности сильно усложняют жизнь. «Вся проблема в том, что ты всегда убиваешь этих мышей», – произносит Джордж в самой первой сцене, и это высказывание становится ключевым.
Что ни эпизод, то дилемма при столкновении доброты и жестокости: является ли добро добром и может ли жестокость быть благом? Однозначного ответа не находится. Они противопоставлены друг другу будто на качелях-балансирах. На ранчо к Ленни без повода придирается хозяйский сын Кудряш. Задиристый по натуре, он еще больше заводится от ревности: его молодая жена Красуля, мечтавшая о красивой жизни, оказалась в среде мужланов и вертит перед ними хвостом. Мягкий по природе Ленни не дает сдачи сорвавшемуся на него Кудряшу, пока Джордж не приказывает товарищу отбиваться. У старого уборщика Огрызка, оставшегося без руки на этом же ранчо, – дряхлая больная псина. Работник по имени Карлсон настаивает на том, чтобы избавиться от нее, и с разрешения владельца и молчаливого согласия остальных убивает животное – чтобы оно не воняло на весь барак и не мучилось остаток своих дней. Ленни, получив в подарок от Рослого новорожденного щенка, о котором так мечтал, в порыве нежности сдавливает его. Чернокожий Горбун живет как изгой в смрадной каморке в углу конюшни, и книги заменяют ему общение с людьми; лишенный доброго отношения окружающих, своей правдой он ранит тех, кто не желает ему зла. И Стейнбек, и превративший его повесть в сценическую постановку Балакирев обрисовывают действующих лиц бегло, однако достаточно, чтобы понять: каждый персонаж нещадно одинок и проживет это состояние как умеет.
В отличие от других работников ранчо, у Джорджа и Ленни есть мечта: заработать деньжат, чтобы купить землю, маленький дом, вести там свое хозяйство… И обязательно разводить пушистых кроликов, о чем буквально бредит Ленни. Эта мечта – путеводная звезда для Ленни и способ для Джорджа хоть немного управлять поведением друга. Они раскрывают идею Огрызку, и тот не только проникается ей, но и предлагает свои сбережения для ее воплощения. Джордж, Ленни и Огрызок – единственные, у кого есть стремление к чему-то большему, нежели проводить дни в рутинных работах на чужого дядю. Но в один миг их планы терпят крах.
В Ленни Красуля находит собеседника, с которым можно если не поговорить, то подурачиться. Но слабоумный силач, который любит трогать все мягкое и пушистое, случайно сворачивает ей шею, когда та разрешает прикоснуться к ее волосам. В испуге Ленни покидает ранчо, и Кудряш со всеми работниками пускаются по его следу. Они убили бы его, ели бы Джордж не сделал этого сам – из проявления гуманизма. Его трясущееся тело после выстрела в друга… мгновение, от которого бросает в дрожь зрителей. Причем совершенно не из-за ужаса от совершенного действия, а от того, как физически передано эмоциональное состояние героя.
Повесть Стейнбека жестока, но в ней нет однозначной черноты. В сценическом полотне разными по толщине мазками проявляются юмор, милосердие, благородство, сочувствие, жалость, гордость, надменность, вспыльчивость, любовь, обреченность, нежность и множество других чувств. Все они хорошо просматриваются благодаря проработанным актерами характерам персонажей. Каждый – со своей пластикой, с собственным темпераментом и речевым окрасом. Чтобы перевоплотить молодых ребят в крепких, работящих мужичков практически не понадобилось грима, – разве только дабы состарить Андрея Батова, играющего пожилого Огрызка. А персонаж Дмитрия Стройкина – Ленни – органичен донельзя: этот слабоумный детина наивен и простодушен как ребенок, в его пластике множество ужимок, неловких движений, точно схвачены дикция и интонации речи умственно отсталого. При наблюдении за актерской игрой и легко летящим действием не замечаешь условности декораций – нескольких сбитых из досок ширм, десятка холщовых мешков и убогих кроватей барака. Кажется, не будь их вовсе, постановка увлекла бы не меньше.
Студенческая работа «О мышах и людях», появившаяся в недрах «Щуки» из отрывка для свободного показа, стала полноценным спектаклем, переполненным смыслами и дающим богатую почву для размышлений о многоликости добра и зла. И само название повести Джона Стейнбека вновь и вновь цепляет пытливого зрителя своей неоднозначностью.
Марина Павлова специально для Musecube
Фотографии Olya Atari можно увидеть здесь
Фотографии Елены Клюевской можно посмотреть здесь
Добавить комментарий