«О мышах и людях»: с подмостков студенческих в Театр Терезы Дуровой

о мышах и людях

На сцену Театра Терезы Дуровой смело шагнула американская литература – в репертуаре появился спектакль «О мышах и людях» по одноименной повести Джона Стейнбека. Дипломная работа выпускников Театрального института имени Бориса Щукина, уже сегодня играющих в ведущих театрах столицы, обрела новый дом.

По словам режиссера Константина Балакирева, эта постановка «в первую очередь – про одиночество и милосердие, понятия, знакомые и близкие и современному зрителю. В этом спектакле есть все: боль, ярость, надежда, нежность, страх и отчаяние. Проживать, переживать их – быть человеком». За этими двумя словами – одиночество и милосердие – скрывается невероятная глубина, в которую погружают зрителя актеры на протяжении спектакля.

Сюжет, позволяющий проникнуть в суть вопросов нравственных, предельно линеен. Предприимчивый Джордж вместе с умственно отсталым приятелем Ленни, с которым они неразлучны, приходят на ранчо на сезонную работу. Они сменили немало мест – Ленни настоящий богатырь, но применяет свою силу с избытком: от полноты чувств он, без злого умысла, убивает живых существ даже когда просто гладит их; его психологические особенности сильно усложняют жизнь. «Вся проблема в том, что ты всегда убиваешь этих мышей», – произносит Джордж в самой первой сцене, и это высказывание становится ключевым.

о мышах и людях

Что ни эпизод, то дилемма при столкновении доброты и жестокости: является ли добро добром и может ли жестокость быть благом? Однозначного ответа не находится. Они противопоставлены друг другу будто на качелях-балансирах. На ранчо к Ленни без повода придирается хозяйский сын Кудряш. Задиристый по натуре, он еще больше заводится от ревности: его молодая жена Красуля, мечтавшая о красивой жизни, оказалась в среде мужланов и вертит перед ними хвостом. Мягкий по природе Ленни не дает сдачи сорвавшемуся на него Кудряшу, пока Джордж не приказывает товарищу отбиваться. У старого уборщика Огрызка, оставшегося без руки на этом же ранчо, – дряхлая больная псина. Работник по имени Карлсон настаивает на том, чтобы избавиться от нее, и с разрешения владельца и молчаливого согласия остальных убивает животное – чтобы оно не воняло на весь барак и не мучилось остаток своих дней. Ленни, получив в подарок от Рослого новорожденного щенка, о котором так мечтал, в порыве нежности сдавливает его. Чернокожий Горбун живет как изгой в смрадной каморке в углу конюшни, и книги заменяют ему общение с людьми; лишенный доброго отношения окружающих, своей правдой он ранит тех, кто не желает ему зла. И Стейнбек, и превративший его повесть в сценическую постановку Балакирев обрисовывают действующих лиц бегло, однако достаточно, чтобы понять: каждый персонаж нещадно одинок и проживет это состояние как умеет.

В отличие от других работников ранчо, у Джорджа и Ленни есть мечта: заработать деньжат, чтобы купить землю, маленький дом, вести там свое хозяйство… И обязательно разводить пушистых кроликов, о чем буквально бредит Ленни. Эта мечта – путеводная звезда для Ленни и способ для Джорджа хоть немного управлять поведением друга. Они раскрывают идею Огрызку, и тот не только проникается ей, но и предлагает свои сбережения для ее воплощения. Джордж, Ленни и Огрызок – единственные, у кого есть стремление к чему-то большему, нежели проводить дни в рутинных работах на чужого дядю. Но в один миг их планы терпят крах.

В Ленни Красуля находит собеседника, с которым можно если не поговорить, то подурачиться. Но слабоумный силач, который любит трогать все мягкое и пушистое, случайно сворачивает ей шею, когда та разрешает прикоснуться к ее волосам. В испуге Ленни покидает ранчо, и Кудряш со всеми работниками пускаются по его следу. Они убили бы его, ели бы Джордж не сделал этого сам – из проявления гуманизма. Его трясущееся тело после выстрела в друга… мгновение, от которого бросает в дрожь зрителей. Причем совершенно не из-за ужаса от совершенного действия, а от того, как физически передано эмоциональное состояние героя.

Повесть Стейнбека жестока, но в ней нет однозначной черноты. В сценическом полотне разными по толщине мазками проявляются юмор, милосердие, благородство, сочувствие, жалость, гордость, надменность, вспыльчивость, любовь, обреченность, нежность и множество других чувств. Все они хорошо просматриваются благодаря проработанным актерами характерам персонажей. Каждый – со своей пластикой, с собственным темпераментом и речевым окрасом. Чтобы перевоплотить молодых ребят в крепких, работящих мужичков практически не понадобилось грима, — разве только дабы состарить Андрея Батова, играющего пожилого Огрызка. А персонаж Дмитрия Стройкина – Ленни – органичен донельзя: этот слабоумный детина наивен и простодушен как ребенок, в его пластике множество ужимок, неловких движений, точно схвачены дикция и интонации речи умственно отсталого. При наблюдении за актерской игрой и легко летящим действием не замечаешь условности декораций – нескольких сбитых из досок ширм, десятка холщовых мешков и убогих кроватей барака. Кажется, не будь их вовсе, постановка увлекла бы не меньше.

Студенческая работа «О мышах и людях», появившаяся в недрах «Щуки» из отрывка для свободного показа, стала полноценным спектаклем, переполненным смыслами и дающим богатую почву для размышлений о многоликости добра и зла. И само название повести Джона Стейнбека вновь и вновь цепляет пытливого зрителя своей неоднозначностью.

Марина Павлова специально для Musecube
Фотографии Olya Atari можно увидеть здесь
Фотографии Елены Клюевской можно посмотреть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.