Нечасто ставят в Москве «Обломова». Еще бы: еще по школе все мы помним, что основное действие в этом романе – лежание на диване. Скучно же, правда? Ни тебе зарубленных топором старушек, ни трагических прыжков под поезд, ни хотя бы пары-тройки застреленных на дуэли красавцев. Посмотрим, что в столь непростой ситуации предлагает зрителю театр АпАРТе.
Главный герой тут вовсе даже не Обломов, а одеяло. О, это целое одеялище на всю сцену! Под такое так и хочется залезть, угреться и спрятаться от безумия этого мира. Что, собственно говоря, Обломов успешно и проделывает. С одеялом что только не вытворяют: это и шалаш, и занавески, и даже помощник в объяснении в любви Ольги и Обломова; с помощью одеяла показано, как герои влюблены: они словно летают на нем. Постепенно начинаешь чувствовать, что одеяло, как ни печально, неотъемлемая часть Обломова. Илья Ильич, так сказать, вмонтирован в него намертво и безнадежно, прирос к нему и немыслим без него, как дом немыслим без фундамента. Интересно, что с его же (одеяла) помощью происходит и объяснение Ольги со Штольцем, но какова разница: благодаря одеялу сначала один из них, потом другой становится похож на бабочку с гигантскими крыльями. Думаю, зрители частенько жалеют, что нельзя фотографировать: момент с бабочками замечательно красивый. В спектакле таких моментов много. Вот хоть знакомство Ольги с Обломовым: как здорово Штольц подводит (или подносит?) Ольгу к Обломову: ставит ее ноги на свои и таким образом идет. Картинка презабавная, и смысл глубокий.
Обломов замечательный. Актер (Александр Иванков) блестяще сумел показать все обаяние, всю душевную красоту своего несуразного героя, который даже на свидании умудряется заснуть, всю его внутреннюю мощь и в то же время бессилие. Ольгу (Анастасия Зыкова), поначалу лишь игравшую в спасительницу, а потом и правда влюбившуюся, понять очень даже легко, и Штольца (Денис Лапега), человека живого и деятельного, но почему-то искренне привязанного к такому рохле, тоже понять очень легко. Но сделать Обломова не-Обломовым, вытащить его из щупалец одеяльного домика не под силу даже им. Можно вытащить Обломова из-под одеяла, но одеяло из души Обломова – никогда! Да и надо ли? Не факт, не факт.
В финале, когда Илья Ильич окончательно закукливается в свой одеяльно-халатный мирок, он кажется если не счастливым, то спокойным. Вполне благополучен его брак с Агафьей Матвеевной (Ольга Додонова). Ох уж эта колоритная Агафья Матвеевна с ее противно-дребезжаще-убаюкивающей кофемолкой и грудой разномастных носков, что за чудесный персонаж! (Кстати, сцена с носками женщин в зале, наверное, сильно взбодрила. У меня дома, например, точно такая же куча носков, и все они, негодники, разные. Иногда мне кажется, что носки – живые существа, причем недобрые, и цель их носочьей жизни – теряться и изводить своих хозяев. Приятно, что такая проблема знакома не только мне, но и героям русской классики. 🙂
А поэтическую, далекую от бытовухи Ольгу Илья Ильич извел бы, и себя бы извел. Не нужны ему ни ее живость, ни ее книги, ни ее письма-платочки: они нарушают его размеренный внутренний ритм, идут вразрез с его врожденным темпераментом, подгоняют его, нервируют, как раздражающий звук будильника. Сама жизнь для него – сплошной эмоциональный спам, бесконечный надоедливый будильник, и только смертью Обломов его наконец выключает – кажется, не без удовольствия и облегчения. Прекрасная сцена смерти. Одеяло уползает, как змея, и кажется, что оно будет окутывать Обломова даже на том свете:). А на этом свете на маленьком кусочке одеяла покой умершего барина остается сторожить Захар (Владимир Воробьев), который настолько привязан к хозяину, что не хочет уезжать от его могилы и жить нормальной жизнью у Штольца с Ольгой. Сцена с Захаром, оплакивающим барина, – самая трогательная в спектакле, и сложно удержаться от слез.
Да, в том виде, в котором нам показывает роман режиссер Нина Григорьева (Орловская), ответ однозначен: выбор Обломова единственно верный. Книга иначе воспринималась. Книгу, кстати, очень хочется после такого спектакля перечитать и поспорить мысленно с режиссером. Или не поспорить, а согласиться. Или просто проверить, театр ли добавил цитату из «Короля Лира» или так и было в тексте. В любом случае перечитать «Обломова» срочно придется. 🙂
Надо отметить, что не только для взрослых, но и для школьников «Обломов. Эпизоды» АпАРТе самый подходящий. При всех сокращениях здесь все-таки во главе угла Гончаров, а не модные осовременивания (читай: выворачивание наизнанку) классики, как в некоторых других театрах. Мне кажется, этот «Обломов» тронет душу даже тем незадачлывым школярам, которые не осилили книгу. Все актерские работы превосходны, декораций минимум (да и ни к чему они, ведь все пространство поглощено всепожирающим одеялом), костюмы красивые.
Что ждет замечательный театр АпАРТе, сейчас неизвестно, и после таких классных, душевных и уютных спектаклей, как «Обломов. Эпизоды» (не говоря уже об «Отцах и детях», «Станционном смотрителе» и многих-многих других чудесных постановках театра) становится зверски обидно, что вот этого всего театралов могут лишить. Я не хочу этого лишаться!
Марина Моисеева специально для Musecube
Добавить комментарий