Почти смешная, печальная история о лакейских играх

Театр Романа Виктюка. Театр со своими традициями, с памятью, с незримым присутствием Романа Григорьевича. Думаю, что ставить спектакли в этом театре невероятно сложно: каждый будет обязательно сравниваться с гениальными постановками Маэстро. Это неизбежно. Тем более радостно, что в театре есть молодые и талантливые режиссеры. В этом сезоне мы уже успели посмотреть два премьерных спектакля двух разных постановщиков.

Сегодня поговорим о третьем спектакле — в постановке третьего режиссера, молодого и очень талантливого Александра Карпушина: «Лакейские игры». Спектакль по пьесе Эмиля Брагинского из книги «Почти смешная история».

Сюжет прост и страшен. И бесконечен. Эмиль Брагинский ведет разговор о свободе и рабстве, о покорности и бунте. Любой ли станет рабом при определенных обстоятельствах или сможет выстоять и остаться свободным? И хоть мы много смеемся, глядя на сцену, но смех оказывается грустным.

Современная постановка молодого режиссера тонко, невидимо, но ведет нас к узнаваемости руки Мастера, перекликаясь с его постановками, стилистикой.

Начало спектакля мне напомнило фильм советских времен. Прямоугольные черно-белые декорации. На белом фоне появляется главная героиня Ася (Анастасия Якушева) в черном платье. Следующее за этим появление работников Дома для Особо Важных Гостей превращается в фантасмагорию! Постоянное движение в ярком свете, невероятные, режущие яркостью, платья, гротескные прически…

Поначалу у меня возник вопрос, почему двое героев пьесы, мужчины, здесь превратились в персонажей-женщин. Пряник так и осталась Пряником (Владислава Крюкова), а Всеволод Иванович стал Василисой Ивановной (Олеся Быкодерова). Потом я решила, что, возможно, это для остроты, для полностью укомплектованного «дружного женского коллектива». Каждая из женщин всегда появляется в сопровождении бессловесных молодых людей в банных халатах. Как намек на постоянные «шалости» в этом «государстве»?

Основное действие спектакля происходит в закрытом пространстве куба, отделяющего весь остальной мир от себя тремя стенами. Используются и вертикальные поверхности. Подсушивая и подглядывая, «жители государства» висят на рамах, выглядывают из-за угла. Танцуя, уходят за пределы куба — как бы пытаясь доказать себе, что они вольны в своих поступках.

Яркий свет, через мгновения становящейся полумраком, постоянное, почти непрерывающееся движение, танцы, переходящие в буквально акробатические номера. Каждое мгновение несет в себе смысловую нагрузку. Точность и выверенность каждого движения поразительна, но это привычно видеть в театре Виктюка. Когда играет не только артист, но и пространство вокруг него, вещи, находящиеся рядом.

Появление Георгия Никитича (Иван Иванович) на белом рояле просто кричит о «рояле в кустах»! А поездки Жоры на велосипеде? Велосипед — как живое существо. Он радуется и летит, он грустит вместе с хозяином. А после ссоры с Асей ему очень хочется упасть. Лечь и лежать.

Вызывает восхищение игра Людмилы Погореловой в роли директора Дома Крутилиной Риммы Петровны. Как гордо она несет себя среди «челяди»! Как привычно она ими командует, даже не допуская мысли, что кто-то может ослушаться. В общем-то, она права. Любой ее приказ будет немедленно выполнен.

Противостояние Риммы Петровны и Аси. Две сильных личности, стоящие на разных берегах. Сможет ли одиночка победить систему или станет во главе ее?

Становится грустно в тот момент, когда понимаешь, что не в Доме приема дело, а в том, что это наше общество, в котором все мы живем. Только в маленьком, миниатюрном изображении.

Елена Иващенко специально для Musecube

Фотографии Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь

А фотографии Ольги Тепловой — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.