Бесприданница Театра РОСТА: всякому товару цена есть

12 апреля сего года исполнилось 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского. Волна спектаклей к юбилею прокатилась по многим театрам, не остался в стороне и Театр РОСТА в Царицыно. Коллектив под художественным руководством Нонны Гришаевой уже в сезоне 23-24 г.г. представил публике свой музыкальный спектакль «Бесприданница» (автор либретто и режиссёр Александр Нестеров, автор стихов Вениамин Борисов).

Главное и огромное преимущество постановки — отсутствие любых аллюзий на знаменитый фильм Эльдара Рязанова, это полностью самостоятельное произведение, включая и музыкальный материал Александра Бараева! Браво!!! Художник спектакля (Ольга Шагалина) вдохнула новую, современную, жизнь в костюмы труппы, иначе решила оформление гостиной Огудаловых, дома Карандышева — и все это на фоне речного причала с мобильным трапом (с отличным размещением живого оркестра, облаченного тоже в пароходной тематике!). Художник по анимации (Дмитрий Иванченко) добавил изюминок постановке, многие из которых поддержаны также работой художников по свету (Елена Прохорова, Евгений Карман, Сергей Шувалов).

Спектакль из-за своего финала имеет маркировку 16+, но будет, скорее всего, понятен и зрителям, чей возраст входит в предыдущий отрезок шкалы; единственный момент, который придется взять на себя родителям (или учителям), — это пояснение морально-этических норм ХIX века и таких категорий как «приданое», «игра», «честное купеческое» и момент перехода из «невест» в «жены» применительно к судьбе главной героини. Здесь вневременное и вместе с тем осовремененное художественное решение театра может ввести в заблуждение юных зрителей — впрочем, надо же когда-то знакомиться и с категорией театральных допущений.

Все характеры героев весьма близки к выписанным автором и достойны самых высокий оценок. В премьерном показе роль Ларисы Дмитриевны исполняла Юлия Соломкина — и девица на выданье вышла изящной, горделивой и сильной до поры до времени, в меру сумасбродной в своей фатальности. В составах также заявлены Александра Леднева и Наталия Быстрова — и автор сих строк ради удовлетворения своего любопытства готов пересмотреть спектакль опять и снова: есть подозрения, что драматическая работа исполнительниц главной героини способна менять восприятие произведения в целом, нередки случаи, когда на выходе получаются столько самостоятельных постановок, сколько в касте лидеров. Вряд ли разницу постигнут школьники, но взрослые театралы — вполне!

Центральная мужская фигура — обладатель белоснежного костюма с иголочки, Сергей Сергеич Паратов в исполнении Алексея Рыжкова головокружителен для юных особ и меркантильных маменек и неожиданно… нежен и искреннен в сцене объяснения с Ларисой! Сама же эта сцена необычайна красива благодаря игре слов… И да, важно помнить, что «паратыми» называли особо стремительную и неудержимую породу собак. Для этого персонажа все средства хороши в достижении цели. В касте также заявлен Дмитрий Ермак, и это снова решающий фактор для многих повторно пересмотреть спектакль. В некоторых моментах «виделись как наяву» интонации именно этого артиста.

Перед исполнителями Юлия Капитоныча Карандышева также стояла «задача со звёздочкой» создать своего героя: Антон Афанасьев прекрасен в изображении своего полного ничтожества. Илья Ильиных, уверена, тоже нашел своего «маленького человека». И воплощение тетки Карандышева, Ефросиньи Потаповны (заслуженная артистка Московской области Татьяна Покроева) достойно всех аплодисментов и цветов на поклонах!

Харита Игнатьевна неспроста носит свою фамилию (дочерям она ее, конечно, передала), но характеризует значение слова «огудать» (облапошить) именно ее! Как никто другой она умеет льстить и обманывать: львиную долю аплодисментов срывают именно ее сцены! К сожалению, автор сих строк не очень близко знаком с творчеством заслуженной артистки Московской области Элеоноры Трофимовой и Анастасии Дворецкой, но сама по себе роль подразумевает их королевами эпизодов!

Мокий Парменыч Кнуров в лице заслуженного артиста России Михаила Шелухина и Василий Данилыч Вожеватов в лице Дмитрия Чукина (также заявлены Артур Казберов и Дмитрий Савин) по иронии судьбы и воле режиссера становятся ближе всех «к народу» и заодно — колоритными виновниками спойлеров: азартное и брошенное в их игре «ваша дама у-бита!» предрешает финал спектакля и заставляет зрителя задуматься о человеческих страстях и пороках.

И да, важно понимать, что наличие в касте мюзикловых звезд не ставит знак равенства между жанрами музыкального спектакля и мюзикла — самые яркие выходы здесь отданы второстепенному персонажу: Аркадий Счастливцев, Робинзон в исполнении Ильдуса Хасанова (также заявлен Артур Мхитарян) — это настоящий бриллиант постановки, пусть и с некоторым комедийным, немного не в тему леденцовым отблеском, но чего не простишь «любителю иностранных вин ярославского происхождения» и слова главной героини «нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться» к нему приложить никак невозможно, этот герой очень самобытен, вызывает сочувствие и в то же время отчаянно перетягивает «одеяло на себя», но это тоже повод для зрительского анализа, а значит, все не зря!

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фоторепортаж Яны Иксановой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.