Руководство для желающих жениться: в поисках светлой стороны

«Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок.
Краткость — сестра таланта. Памятуй, кстати, что любовные
объяснения, измены жен и мужей, вдовьи,
сиротские и всякие другие слезы давно уже описаны…»
А.П. Чехов, из письма к брату.

В книге «А.П. Чехов в воспоминаниях современников» есть строки о детстве писателя: «Антон лет с пяти помогал отцу в лавке. Это была лавка колониальных товаров, где продавалось всё подряд: чай, помада для волос, перочинные ножи, специи, рис, прованское масло, пуговицы, копченая рыба, мармелад, слабительное, маслины, керосин, мышеловки, веники, сигары… Всё это уживалось в мирном соседстве, вот разве что чай отдавал рыбой, кофе — керосином, а веники — корицей, так что покупателей в лавке было немного». Полагаю, что ходило туда, в лавку, только ничтожное количество своих, тех, кто, как сейчас говорят, «в теме».

Спектакль «Чеховской студии» из Мелихово на сцене Театра в Хамовниках очень четко показывал разницу между «своими» (теми, кто не успел забыть про Антона Павловича, едва переступив школьный порог после вручения аттестатов) и теми, кто случайно оказался «в лавке», пытался, было, среди керосина и мышеловок отыскать оливки и специи по чьему-то странному поручению да и сдался после первой же неудачи… У тех, кого решили принудительно окультурить, не вводя в курс дела и не желая тратиться на программку, шансов понять происходящее было маловато, ибо спектакль представляет собой «нарезку» из рассказов с «предисловием» в виде странной брачной процессией, и все 12 действующих лиц пяти самостоятельных произведений исполнялись шестью артистами (Суворова Марина, Богданов Андрей, Кирюшкин Сергей, Богданова Юлия, Беляев Никита, Селиверстова Екатерина) — без попыток перегрима, кардинальной смены костюмов и проч…

Для тех же, кто читал сами рассказы и знаком с биографией писателя, на сцене творился праздник творчества: брак был показан именно таким, как его себе рисовал проказник Антон Палыч! С жеманством, гротеском, клоунадой! Играть такое, надо полагать, тоже сплошное удовольствие! Все те несовершенства и изъяны уз Гименея, которые видел и высмеивал прозаик, искрились и сияли в лучах едкого сарказма и добродушных (местами) издевок. И удивительное дело: «свои», вдоволь отсмеявшись и отбив ладошки аплодисментами, стали куда как еще нежнее относиться к наследию Чехова и наверняка решили снова посетить мелиховский музей (в имении Мелихово писатель жил наездами в течение 7 лет, с 1892 по 1899), «чужие» же наверняка повторят концовку одного из рассказов основы спектакля:

Быть может, читатель еще спросит:
– И она ушла от мужа?
Да, ушла… в другую комнату.
А.П. Чехов «Ушла»

PS: Впрочем, у чужих было б гораздо больше шансов перейти на сторону «света», кабы персонаж во фраке и цилиндре, зачитывающий временами наставления из своей книжицы во благо спектакля, потратил пару минут зала на пояснение «повесточки»: был, де, такой вот затейник, которого вы все читали в школе, имел такие-то взгляды, это нашло свое отражение в рассказах и тут, на сцене, а вдруг вы сейчас увидите своих знакомых или свое отражение, не стесняйтесь проявления эмоций, Антону Павловичу было б приятно знать, что его творчество понятно и в XXI веке…

— Ступайте вы к нему сами! — проговорил он в отчаянии. — Сами его подготовляйте к известию, а меня уж избавьте! Не желаю-с! Два слова ему только сказал… Чуть только намекнул, поглядите, что с ним делается! Помирает! Без чувств! В другой раз ни за какие коврижки!.. Сами идите!..
А.П. Чехов «Дипломат»

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фотографии автора можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.