Школа-студия МХАТ: отличники вокруг Чехова

В далеком 1878 году 18-летний Антон Чехов пишет пьесу «Безотцовщина». Она же — «Пьеса без названия», она же «Платонов». На пути творческого становления, писатель проходит разные этапы, но один из самых интересных — пробы пера, когда внутри юного дарования, как ему кажется, зреет шедевр. «Безотцовщина» — тот самый классический пример этой пробы. Однако, даже такая ранняя пьеса Антона Павловича вызывает немалое любопытство в театральной среде. Именно этот материал показался интересным для реализации в студенческой постановке. 4-й курс Школы-студии МХАТ под руководством Евгения Писарева играют на полном серьезе, сглаживая своим органичным поведением не всегда логичные поступки героев. Но так, как в этих персонажей верил молодой Чехов, так же им верят они сами.

Лишенная экстравагантных придумок, постановка Евгении Дмитриевой построена именно на игре актеров. В таком актерском спектакле почти полностью отсутствует зрелищность — простота, присущая многим студенческим постановкам, здесь поставлена во главу угла. Милая чеховская «дачность» со свисающими бумажными светильниками, закатанными парусиновыми штанами, корзинками с вином, атмосфера легкости и даже какой-то дворянско-провинциальной неряшливостью — это в спектакле есть. Но есть и нешуточные страсти, рожденные, в первую очередь, именно от скуки.

Персонажи, созданные молодыми актерами, вовсе не филигранно чеховские. Местами они даже излишне фарсовы — Марья Ефимовна Грекова (Анастасия Калашникова/Ксения Лавроненко) — эдакая борец за справедливость, молодой Глагольев (Дмитрий Чеблаков) — заграничный пижон в кудрявой шубе и жвачкой во рту. Войницев, «рогатый муж» (Назар Сафонов) очень мил в своей неуклюжести, разбитной конокрад Осип (Иван Семенов) именно что разбитной. Запоминается служанка Катя (Софья Разуваева), блестящей игрой она отвечает за юмористическую линию постановки, вызывая бурю эмоций у зала одним своим появлением. Эти типажи живут, чувствуют, страдают, доверяя юному Чехову и его предложенным обстоятельствам.

Пожалуй, единственным зрелищным эпизодом становятся «фейерверки» — громко лопающиеся шарики на фоне глубокого женского страдания Софьи (Таисия Вилкова). Вообще касаемо женских образов — удались, и соблазнительная генеральша Войницева (Екатерина Рогачкова), и Саша (Вероника Кузнецова), но почему в их судьбах так остро виноват Платонов (Евгений Кутянин), не совсем ясно. Запутавшийся в своих чувствах, опутанный клубком женщин, этот герой создает в сюжете фарс, а в сознании мысль, что сам Чехов когда-то был феминистом.

Создается впечатление, что артисты уже переросли материал — им бы играть «Вишневый сад», а приходится довольствоваться нелогичным, выцеживать из громадной 170-страничной пьесы что-то, нет, там есть что играть, там есть много юмора и в то же время страданий, но это путь в обход. Однако, спектакль нравится, и зрителю, и членам жюри фестиваля студенческих спекталей «Твой шанс», присудившим «Безотцовщине» гран-при. Тем не менее, мысль спектакля, и даже все перипетии, исходящие из этой мысли, общий цельный вид постановки уже обозначены в самом начале в словах генеральши: «Скучненько!». Скучненько, потому что безукоризненно, потому, что спектакль ровный, как ответ отличника на экзамене.

Юлия Зу специально для Musecube

Фоторепортаж Геннадия Комина смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.