«Снежная королева» в БТК: обрести себя истинного

Использовано фото из официальной группы Большого театра кукол ВКонтакте

Большому театру кукол, кажется, и целого мира мало – эксперименты, премьеры, свежие работы и идеи постоянно возникают в его стенах. И главному режиссеру Руслану Кудашову каждый раз интересно представить публике нечто необычное, непривычное, нестандартное. Свежая премьера его авторства получилась именно такой. Взяв известную нам с детства сказку «Снежная королева», Кудашов сделал из нее совершенно взрослую историю: максимально серьезную, непроницаемую, лишенную всяческих сантиментов и даже слов. В молчании разворачивается это действо, открывая внезапно новые смыслы в хорошо знакомой, казалось бы, истории.

Кстати, хороший и отдельно дискуссионный вопрос – а такой ли  уж детский этот сюжет изначально? «Снежная королева», как и многие прочие сказки Андерсена, содержит множество серьезных смыслов, понять и постичь которые до конца может лишь взрослый. Помимо очевидного христианского контекста всей истории, невозможно не воспринимать данный сюжет как локальное пособие по психологии. Словом, сказка – ложь, да в ней намек. Вот и Руслан Кудашов ставит эту историю формально (точнее, в большей степени визуально) для юных зрителей, но сидящие в зале взрослые отчетливо понимают, что основной посыл все же адресован именно им.

Любопытна завязка сюжета в этом спектакле (вы помните прекрасно про злого тролля и его проклятое кривое зеркало!). Тролль здесь – то ли неудачливый ученый-экспериментатор, то ли самый настоящий средневековый алхимик. Итог его деятельности, тем не менее, одинаков: плод истинно дьявольского труда разлетается на миллионы крошечных осколков и разрушает тихое счастливое существование Кая и Герды. Кстати, о них. Зрителю отчетливо видно и понятно, что их отношения не являются дружескими или братско-сестринскими – это именно любовь между юным мужчиной и юной женщиной. Кай и Герда неподдельно счастливы в своем уютном молчаливом мирке. Действительно, для подлинного душевного комфорта и покоя не нужны никакие слова. Но злой губительный осколок словно бы сам притягивается к доверчивому Каю, и вот уже покинутая Герда в отчаянном горьком молчании ищет своего возлюбленного.

С легкой руки режиссера здесь совершенно нет второстепенных персонажей. Кудашов убирает из повествования и старушку с цветочным садом, и маленькую разбойницу, и прочих. Зато на пути Герды встречаются все четыре времени года: со своими отличительными чертами, танцами, подручными. Пестрая красочная свита водит свой живой хоровод. Знаменитый одноименный цикл Вивальди в качестве музыкального фона здесь приходится как нельзя кстати. Яркий калейдоскоп новых встреч и свежих эмоций поглощает Герду. Она неумолимо меняется – с каждым сезоном на ее лице появляется новая белая маска. Непроницаемая, лишенная каких-либо эмоций. Слой за слоем отдаляет прежнюю Герду от нынешней, но все же она верна своей цели – найти любимого Кая.

Собственно Снежная королева в спектакле Руслана Кудашова не представлена как конкретный персонаж. Это не ледяная идеальная красавица и не злая фея из царства вечного холода. Скорее, это глобальный метафорческий образ, грозно и масштабно появляющийся на заднем плане. Самая главная  маска. Самое равнодушное лицо. Самый бессердечный лик. Но силой своей любви Герде все же удается спасти Кая, как и было предопределено изначальным авторским сюжетом. А вот дальше – самое интересное. Такая новая обезличенная Герда непривычна Каю, и одного спасения мало, чтобы все стало как прежде. В финале они оба сбрасывают с себя весь этот ненужный наносной груз с лица, чтобы стать самими собой, без прикрас, без фальши, без плоского упрощения. Обрести себя истинного, чтобы стать счастливым – вот, пожалуй, главный посыл этого спектакля.

Руслан Кудашов сумел рассказать эту хорошо знакомую всем историю оригинальным и точным языком пантомимы, обнажив и заострив смыслы, пустившись в размышления на тему подлинного и фальшивого, правдивого и ложного. При минимуме декораций он сосредоточился на внутреннем наполнении спектакля. И отдельно наполняет подлинной глубиной эту работу тонкая, умная, продуманная актерская игра (Виктория Войнич-Слуцкая в роли Герды вызывает просто физически осязаемые мурашки). В результате получается спектакль, в котором каждый найдет что-то свое. Найдет – и уже не потеряет.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.