Спартак: кое-что о римских обычаях — военных и любовных

Когда в 1977 году концертный ансамбль Игоря Моисеева перешел под руководство к Владимиру Василёву, репертуар труппы стал значительно меняться. На смену концертным программам и вариациям в одноактных балетах пришли большие полноценные спектакли. И если изначально в афише тогда нового современного театра акцент делался на собственные постановки, то ближе к началу перестройки он сместился на более классический, узнаваемый репертуар во всем мире. Помимо «Лебединого озера», «Дон Кихота» и прочих известных вещей был поставлен «Спартак», один из самых новаторских спектаклей своего времени.

«Все жанры кроме скучного» — таков лозунг Театра классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва, и, надо сказать, он себя вполне оправдывает. Выбросив из спектакля «всё нудное и лишнее», несколько изменив порядок музыкальных номеров в партитуре Арама Хачатуряна, постановщики предлагают зрителю и новый материал. И неудивительно, ведь полная версия, написанная композитором, так и не была никогда использована в одном спектакле.

Несколько отходит от «классического» сюжета и история Спартака. Опираясь на роман Рафаэлло Джовальноли, создатели спектакля фантазируют на заданную тему. Чуть иначе звучат имена персонажей, добавлены второстепенные герои.

Так, помимо Спартака (Артем Хорошилов) и Красса (Николай Чевычелов), на сцене появляется наложница Эвтибида (Екатерина Хапова) вместо привычной нам Эгины, а Фригию заменяет Аврелия (Марина Волкова). У Красса появляется своего рода «свита» – шут Красса (Артем Петров) и полководец Метробий (Сергей Белорыбкин), что добавляет императору еще больше официоза и величия.

«Спартак» Н. Касаткиной и В. Василёва пропитан эротизмом. Высочайший градус откровенности, в большей или меньшей степени смущавший зрительный зал, вполне ожидаем: по сюжету кровавые бои сменяются оргиями и пирами, восхваляющими римскую империю.

Нет никакой возможности пережить трагедию смерти главного героя, ведь тут же вокруг яркими пятнами не дают забыться в горе римские воины, жрицы, служанки, празднующие победу. Триумф, добытый путём кровавой расправы, закольцовывает историю. Мятеж подавлен, враги повержены, империя торжествует — и всё возвращается на круги своя. Красс, как победитель, въезжает в город, принимая приветствие и почтение толпы.

Предложенная вариация «Спартака» вполне может вызвать у некоторых ценителей классической постановки некоторое недоумение, но точно не оставит равнодушным ни одного зрителя. Зрелищный спектакль спустя двадцать лет после своего появления на сцене продолжает удивлять зрителя. Вопрос, собственно, лишь в качестве исполнения обновленной труппы и той грани, которая едва не переводит спектакль в разряд пошлости.

Постановка была показана в рамках Летних Балетных Сезонов, проходящих уже в двадцать второй раз, что для подобных фестивалей выглядит весьма внушительно. РАМТ по традиции предоставил празднику балета свою площадку на полных два месяца, временно поселив на нее шесть театров, представляющих московской публике свои лучшие спектакли.

Так, помимо выше упомянутого Государственного академического театра под руководством Н. Касаткиной и В. Василева, в Летних Балетных Сезонах принимают участие Русский Классический Театр Балета (худ. рук В. Грищенко), Чувашский государственный театр оперы и балета, Воронежский государственный театр оперы и балета, Московский государственный академический театр имени Н. Сац, Национальный Классический Балет (худ. рук. Анна Нехлюдова). Все балетные спектакли проходят в сопровождении живой музыки в исполнении оркестра Летних Балетных Сезонов.

Яна Квятковская специально для Musecube

Фотографии Анастасии Фолманис можно увидеть здесь
Фотографии Любови Гайворонской — здесь
А фотографии Татьяны Вальяниной — здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.