В Театре имени Пушкина перечитали «Женитьбу Фигаро»

 «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро…»…писал Александр Сергеевич Пушкин в «Моцарте и Сальери». В московском театре, гордо носящем имя знаменитого поэта, его совету последовали ещё 4 года назад. Насчёт шампанского точно не знаем, хотя, вероятно, на премьере и после оно было, а вот «Женитьбу Фигаро» перечли. Постановка режиссера и по совместительству художественного руководителя театра Евгения Александровича Писарева увидела свет 23 апреля 2014 года. И вот наконец на спектакль довелось попасть и корреспондентам портала Musecube.

В театре Пушкина пьесу придворного часовщика Бомарше о похождениях находчивого красавца и сердцееда Фигаро играют в ее максимально классическом варианте: легко, изящно, без пошлости, в духе эпохи автора. Этим постановка разительно отличается от осовремененного вахтанговского варианта Владимира Мирзоева с его злободневными остросоциальными шутками и несколько грубоватой подачей и приближается к, пожалуй, наиболее известному, светлому и праздничному спектаклю Валентина Плучека с Андреем Мироновым в заглавной роли.  

Действие разворачивается на многоярусных декорациях, на первый, беглый, взгляд, воспроизводящих графский дом. Однако при более детальном рассмотрении становится ясна задумка известного сценографа Зиновия Марголина.  Парадная лестница с огромными ступенями, раскинувшаяся по всему периметру сцены, на самом деле есть не что иное, как многократно увеличенные каминные часы, по ярусам которых карабкаются ожившие фигурки в камзолах, кринолинах и париках. Невозможно не поразиться этой интересной режиссерской задумке (по ходу пьесы каждый отдельный персонаж предстает как бы винтиком или шестеренкой в идеально отстроенном механизме любовной интриги), а также тому, с какой видимой легкостью перемещаются герои. Сколько же труда и репетиций за этой слаженностью и отточенностью! Кроме декораций нельзя не отметить великолепные костюмы, созданные Леонидом Алексеевым и отлично передающие атмосферу того времени, а также чарующее музыкальное сопровождение постановки, за которое отвечал композитор Игорь Горский.  

Впрочем, довольно о внешнем. Пришла пора обратиться к персонажам комедии. Александр Арсентьев мастерски вживается в образ аристократичного и самоуверенного графа, неоднократно в течение пьесы остающегося в дураках; его сценической супругой, графиней Розиной, становится Виктория Исакова. Возможно зрителям слегка непривычно видеть актрису в комической роли, однако с ней она справляется на ура. Юмора образу добавляет то, что на протяжении всего действия Виктория разговаривает фальцетом и то и дело находит утешение от жизненных невзгод в бокале вина. 

На роль Фигаро Евгений Писарев пригласил Сергея Лазарева. И пусть это вас не удивляет. Ведь топовый поп-исполнитель, триумфатор Евровидения-2016 и кумир многих девушек примерно от 12 до бесконечности, по образованию драматический актер. За плечами Сергея годы учебы на курсе Романа Козака и Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ и 4 актерские работы (образ Фигаро стал для артиста пятым, юбилейным). Причем, речь идет не об антрепризных постановках, куда популярных актеров и певцов часто зовут для привлечения зрителей, а о полноценных репертуарных спектаклях («Несколько дней из жизни Алеши Карамазова», «Ромео и Джульетта», «Одолжите Тенора», «Таланты и покойники»). Сергей Лазарев удивительно органичен как в комических эпизодах, так и во время своего проникновенного, наполненного сожалением и отчаянием монолога, когда свет в зале приглушается и герой остается один на один со зрителями, рассказывая им о нравах коррумпированного, задушенного цензурой общества, где во главу угла ставятся деньги, а не талант. Слова насквозь пронизаны разочарованием и болью оттого, что и последняя надежда и спасение Фигаро — его любовь к Сюзанне — вот-вот рухнет. 

Роль возлюбленной главного героя Евгений Писарев изначально отвел Александре Урсуляк. Ставка была сделана на отлично сыгранный, еще со времен учебы в Школе-студии МХАТ, дуэт. Однако всё течет, всё меняется. Сейчас Сюзанну играет молодая актриса, известная многим по роли Василисы Бобылкиной в ситкоме телеканала ТНТ «Деффчонки», Таисия Вилкова. Играет весьма талантливо, хотя, возможно, образу субретки в её исполнении немного не хватает задора и легкости. Но опыт — дело наживное.

Справедливости ради стоит заметить, что при таком «звездном» составе исполнителей главных ролей, акцент сделан не только на них. Свой вклад в постановку вносят все до единого, даже те персонажи, которые по ходу сюжета произносят совсем мало слов — дубльмен (Иван Литвиненко), посыльный (Николай Кисличенко), или и вовсе обходятся без них  — духи, или скорее, некие божки любви, сошедшие со своих пьедесталов, чтобы вернуть любовную гармонию в графский дом, – Егор Комаров и Вероника Мохирева; селяне – бывшие и нынешние студенты курса Евгения Писарева в Школе-студии МХАТ.  

В плане актерской игры и перевоплощений интересны также Ирина Бякова (Марселина, в одночасье понимающая, что к Фигаро ее влекла не эротическая любовь, а материнский инстинкт и нежность), Сергей Кудряшов (невероятно органичный и милый Керубино), Александр Матросов (забавный в своей заносчивости и саркастичности Базиль), Алексей Рахманов, реалистично и оттого очень смешно изображающий пьяного графского садовника Антонио. 

Нежность и  экспрессия идут в спектакле бок о бок. Вот зрители, затаив дыхание, следят за откровенным диалогом Сюзанны и Фигаро о том, что у последнего одна только правда – его любовь к ней, сопереживают нелегкой судьбе главного героя во время его монолога; а вот уже взрываются от хохота во время финальной сцены, полной любовных интриг и забавной путаницы с переодеваниями.  

В общем, резюмируя, хочется сказать, что «Женитьба Фигаро» в театре имени Пушкина получилась, как хорошее шампанское — легкая, игристая, дарящая зрителям чудесное настроение. И постоянные аншлаги этого спектакля в течение вот уже четырех лет лишь подтверждают сказанное.     

 

Анастасия Полякова специально для Musecube 

Фоторепортаж Анастасии Романенко смотрите здесь 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.