«Вечера на хуторе близ Диканьки» — повесть Гоголя, которую я перечитываю каждый год перед Новогодними праздниками. А как иначе? Если даже сам Пушкин сказал про это произведение: «Сейчас прочёл Вечера близ Диканьки. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Всё это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…»
А в этом году к приятному чтению я добавила и посещение иммерсивного спектакля от театра Есенина. Не одна я люблю Гоголя, не одна отдаю ему должное. Между тем полной неожиданностью для меня стало то, что большую половину зала составляли дети (спектакль заявлен 12+). Я немного волновалась, как они воспримут спектакль, мне казалось, что повесть рассчитана, скорее, на взрослых. Дети приняли спектакль на «ура», особенно были в восторге, когда их угощали бутербродами с салом, солёными огурцами. Что уж говорить о том, когда пришла пора найти «клад» с золотыми шоколадными медальками. Да-да, если вы не знали, в театре Есенина обожают угощать зрителей, и взрослых тоже, а ещё поить чаем и даже самым настоящим шампанским — но это совсем другая история.
Именно на детскую реакцию был рассчитан выход героев, включая «местную нечисть» в лице чёрта, успевшего похитить Луну, в зрительный зал практически в полной темноте. Молодые зрители визжали, но кажется, больше от радости, чем от страха. Не на любом спектакле артисты ходят от тебя в непосредственной близости. Не на любом спектакле рядом бродит чёрт. Может, рукой заденет, или мазнёт хвостом. А то вовсе усядется в соседнее кресло как ни в чем не бывало.
Порадовали артисты и взрослых. Не могу не отметить образ Солохи в исполнении изумительной Ольги Гончаровой. Выше всяких похвал и венец спектакля лично для меня — танго Солохи и чёрта (Ярослав Шевалдов). В их танец веришь, образам поражаешься, а искусству перевоплощения позавидуют звезды Голливуда. Всё, что у Гоголя с изумительным талантом передано словами, так что ни прибавить, ни убавить, воплотилось в страстном танго. Характер, интрига, обман, совращение, похоть, коварство. И именно танго в качестве танца выбрано не спроста, и каждый добавленный в танец элемент имеет значение. Такое внимание к деталям со стороны театра очень подкупает.
Были и украинские песни, которые, что немаловажно, пелись без фонограммы, и самые настоящие колядки (и это было похоже, потому что мне удалось в жизни увидеть колядки воочию). Вообще всё в спектакле — самое настоящее, без всякой фальши. Самой украинской речи (ведь из песни слова, а украинскую речь из повести Гоголя, как известно, не выкинешь) тоже достаточно. Но если вы знакомы с произведением, трудностей это не вызовет. Но, надеюсь, вы знаете и язык. Слишком он красивый. Хотя, думаю, детям тяжелее всего было воспринимать именно самую первую сцену, где мало действий, а речь не просто на другом языке, но ещё и от лица хорошо выпивших персонажей.
Между прочим, рассказывается важная часть истории: легенда о Красной Свитке. Она (история, а не свитка, само собой) и объясняет, почему в эту Рождественскую ночь нечисть собралась близ Диканьки.
Все персонажи продуманны и колоритны, но мне показалось, что наибольший восторг и у взрослых зрителей, и у детей, вызвала именно Оксана. Та самая гордая красавица. Играла её Анна Сардановская. Великолепная актриса так вошла в роль, что нечаянно влюбила в себя не только несчастного Вакулу, но и весь зал. Хорошо хоть зрители не похитили её прямо со сцены, как чёрт — месяц.
Интересной мне показалась находка с писклявым голосом дьяка (Тимур Бурин). Каждая его фраза сопровождалась взрывами хохота. Другое необычное режиссёрское решение — немая сцена во Дворце. Пантомима и смешная, и пафосная, и отлично передающая суть. Я люблю этот момент в книге, и хотела услышать, как Вакула будет просить черевички для Оксаны, но момент шикарно передали и без слов.
Не обошлось и без фантасмагории и театра теней. Но зачем я буду раскрывать вам все секреты, если вы можете увидеть постановку сами? Главное, что повесть Гоголя при всей её необычайной мистике – классическая сказка со счастливым концом. Поэтому если вы хотите тепла, сказки и настоящего волшебства – вы уже поняли, что делать.
Оксана Есипова специально для Musecube
Фотографии Сергея Ланина со спектакля 07.12.2023 можно посмотреть здесь
Фотографии Ирины Прико со спектакля 17.11.2023 можно увидеть здесь
Добавить комментарий