Встречи на Кузнецком: признания Елены Ионовой о том, когда театр становится домом

10 сентября в рамках празднования Дня города в Московском театре оперетты прошли «Встречи на Кузнецком». Спустя совсем немного времени после мероприятия с Василисой Николаевой и Владиславом Кирюхиным двери камерного зала распахнулись для тех, кто ждал встречи с народной артисткой России Еленой Евгеньевной Ионовой.

Как и прежде всех зрителей встречала Алина Туряница*, честно предупреждая, что здесь не предусмотрено особого регламента и каждый может повлиять на беседу Александра Бабика** с гостьей. Как и прежде, ведущий с особым трепетом рассказывал про реквизит и элементы декораций из разных спектаклей, ласково проводя ладонью по следам на них (от сценической обуви артистов балета), искренне ценя эти обшарпанные частички театральной истории, которым было суждено «глотнуть свежего воздуха» и получить порцию своего внимания в зале, ненадолго покинув ангар в Подмосковье.

В этом театре много уникальных артистов — все они обладатели вокального и актерского таланта, все они блестяще танцуют, все они настоящие профессионалы, но у каждого есть что-то такое, что отличает его от других.

Встреча с Еленой Ионовой была самой сдержанной с точки зрения проявления эмоций, но ее вполне можно считать эдакой установочной сессией или мастер-классом «Как совмещать звание и скромность» — было в ней что-то такое размеренное, но наполнявшее даже зрителей спокойной уверенностью в собственных силах и безусловной любовью к этому месту.

Только перечисление ролей и спектаклей народной артистки на сцене на Московского театра оперетты (в ускоренном темпе и с оговоркой «и другие») заняло у Александра Бабика 1,5 минуты! Нарезку из спектаклей Елены Ионовой смотрели и того больше — в зале было много молодежи, не заставшей на сцене ее, только окончившую ГИТИС, — и это было увлекательно, интригующе и интересно!

До ГИТИСа (мастерская Георгия Павловича Ансимова) была Гнесинка (курс Олега Львовича Кудряшова) — это позволило совместить первый курс в ВУЗе с беременностью, а второй прошел с младенцем на рояле во время занятий (*** здесь и далее артисты указаны без званий, чтобы не перегружать публицистический текст, но по окончании оного все уважительно и обязательно будут указаны — прим. автора).

Удивительный путь к званию начался с ультракороткого платья на отборочных вступительных турах (его, конечно же, попросили отпустить, но при этом предложили сделать выбор в пользу направления музкомедии, а не вокального); беременный живот добавлял пикантности в студенческих отрывках с напевным «говорила мама мне про любовь обманную», хорошая хореографическая подготовка (с непременными благодарностями Тамаре Евгеньевне Рамоновой и Леониду Генриховичу Таубе) помогла быстро прийти в форму, а ежедневные поездки с Академической на учебу в центр (с деточкой возраста от 4х месяцев) явно добавляли характера, решимости и веры в себя.

Страдал ли сын? Как минимум, работа, которая всегда у Елены Ионовой была на первом месте, позволила дать ему отличное образование (МГИМО) и уверенность, чтобы твердо встать на ноги. Сейчас у него собственный бизнес, трое детей, и единственный сын артистки — это очень трогательно прозвучало! — «помогает мамочке», которая между своими репетициями и спектаклями всегда успевала жарить котлеты и гулять в парке с кем-то из внуков. Со старшим из них (ему сейчас 17), артистка ловила на себе заинтересованные взгляды: мама ли это? бабушка?

Молодежь, по словам Елены Евгеньевны, заряжает своей энергией — потому она так легко отзывается на инициативы молодежи театральной и готова принимать участие и в творческом вечере по случаю дня рождения драматурга Александра Островского, и в документальном спектакле «Маленькие странички большого дневника», и потому пришла сюда — прервав отпуск — «пришла, встала и спела», потому что привыкла не сидеть без дела, а работать: репетировать, развиваться, играть спектакли — даже замуж артистка выходила, приехав на роспись в ЗАГС после репетиции «Да здравствует вальс!» в родном театре.

К слову, впервые оказавшись в стенах театра (на 3-м курсе) — она смотрела какой-то «спектакль бытового плана» — и здесь «ужасно не понравилось», хотя Адель несравненной Светланы Варгузовой, конечно, немного примиряла с действительностью…

Лирико-колоратурное сопрано позволяло мечтать об оперной карьере, но на просмотрах взяли сюда, на Большую Дмитровку: взаимная с этим театром любовь случилась уже в процессе работы. На вопрос Александра Бабика, каким был тогда театр, артистка ответила, что «тогда было много артистов другого поколения, они, в свои 45, хотели работать, а тут пришли мы <…> я пришла как субретка, потом захотела стать Сильвой — Юрий Петрович <Веденеев> говорил, что я должна отказаться, а потом сетовал: «Ну надо же Ионова какая наглая!»»

Из всех занятых на роли Сильвы Елена Ионова была самой невысокой, но внутренний стержень позволял не быть маленькой.

…А потом самой стало 45, но удалось органично перейти на характерные роли, а затем появилось ощущение, что есть и другие, интересные, для нее героини.

Самой-самой первой ролью была Нина в «Севастопольском вальсе», она репетировалась еще тогда, когда нынешние громкие имена театра (сама Елена Ионова, Елена Зайцева и Татьяна Константинова) пришли сюда студентками — с началом сезона оказалось, что никакая другая Нина играть не может, первый спектакль был сыгран в костюме Марины Коледовой; Аверина играл Герард Васильев — он и стал партнером на ближайшие 12 лет, тогда — представляете?! — очень важно было иметь постоянного партнера, на спектакли ставили именно пары! Елена Ионова и Герард Васильев в составе актёрской бригады объездили полмира, были даже в Австралии и Японии — какая сила и мощь присутствовали в жанре на тот момент!

Позже, когда ставили первую «Веселую вдову» с микрофонами, Герард Вячеславович отказался от своей роли из-за этих технических новшеств, вместо Ганны Главари (без партнера в паре) Елене Евгеньевне предложили петь Валентину — это очень выбило из колеи и вызвало ужасную неуверенность… Ганну, к слову, так и не довелось сыграть — но до сих пор неожиданно для себя иногда напевается что-то оттуда.

Артист (как в утешение пошутил Александр Бабик) состоит из случаев, мастерства и количества навыков: в какой-то момент героиня вечера не смогла работать «Принцессу цирка», и в пару к нынешнему мэтру и корифею попала Жанна Жердер — все знают итог этой чудесной истории; героиня же вечера всегда продолжала развитие: отыграв вечером спектакль, она утром уже была в классе и работала над собой — а потом зазвонил телефон.

Основатель «Геликона» (Дмитрий Бертман) сказал: «Ты мне нужна», — и снова череда случаев!

Артистка, которая тоже репетировала Джульетту (куртизанку во франкоязычных «Сказках Гофмана»), отказалась от смелых режиссёрских идей (одна из центральных арий должна была исполняться сидя на партнере — для изображения соития) — так неожиданно для себя Елена Ионова вышла и отработала премьеру, о замене она узнала буквально накануне, во время работы в музыкальном шоу в ресторане. Позже, прямо перед сдачей «Мазепы», солистка на главной женской роли попала в ДТП — так меццо-сопрано нашей героини получило свой зеленый свет.

«Геликон» стал вторым домом (с Московским театром оперетты такого ощущения на тот момент так и не появилось), он принёс зарубежные контракты (от некоторых из них — длиной в несколько месяцев — даже пришлось отказываться, причем не из-за параллельной занятости в другом жанре, а по причине начинающейся вдали от дома депрессии). Конечно, совмещать два театра (а еще Александр Титель звал в третий!), а также семью (и котлеты!) было сложно, но сложности не пугали никогда.

Никогда Елена Ионова не отменяла свои спектакли и не уходила на больничный: потихоньку распевалась, занималась, работала — даже если с утра не было голоса, вечером она играла спектакль! И лишь однажды — после собрания в «Геликоне» в помещении с нечищенными кондиционерами — она позволила себе проговорить весь второй акт своей Валентины в оперетте, но сделала это так, что коллеги очень хвалили драматические находки. До сих пор в своих ролях и спектаклях Елена Евгеньева продолжает искать и находить, а когда-то (сейчас в это сложно поверить!) приходилось «искать субретку на сцене», слышать «смотрите, как <Владимир> Родин умеет играть любовь, но какая Ионова холодная!» и аккуратно разбираться, чьи советы в театре можно принимать. С большой нежностью в голосе героиня этого вечера отзывалась о поддержке Лилии Яковлевны Амарфий, фантазии и помощи Александра Николаевича Маркелова, подсказкам Инары Александровны Гулиевой.

Случай и уверенность в себе помог попасть и на телевидение — тогда очень многие снимали оперетту, во многие программы и телеконцерты приглашали опереточных исполнителей, как-то прямо в театре, во время съемок одной из передач Елена Ионова подошла к ее автору и спокойно сказала: «Всех снимают, а меня нет — а я могу».

Может народная артистка действительно многое: когда-то к ней на хореографии и танцах ставили всех отстающих парней — она «таскала их за собой» (и вытаскивала); позже — училась делать так, чтобы люди в зале смеялись (и до сих пор сама получает от этого удовольствие); сейчас она запросто может допеть исполняемое много лет назад (во время встречи «завис» один из многочисленных роликов с ее театральными работами), а также исполнить (и сыграть!) в рамках одного вечера «Сегидилью» из оперы «Кармен», третью песню Леля из оперы «Снегурочка», куплеты Периколы из одноимённой оперетты, романс «Белая ворона» и песенку Мадлен из всеми любимой «Фиалки Монмартра» — причем строка «друзья мои, я рада видеть вас» была пропета так, что даже готовый ко всему Александр Бабик неожиданно расчувствовался.

В части со зрительскими вопросами прозвучало важное: есть ощущение, что в театре любят и уважают (и хотя это было сказано про молодежь, на инициативы и предложения которой Елена Евгеньевна охотно откликается, — дело тут все же во взаимности). А свой родной театр народная артистка России Елена Ионова действительно любит — и с огромным чувством и благодарностью вспоминает уже ушедших (в том числе концертмейстеров Шуру Куксо и Люсю Семешко), веселя присутствующих забавными историями о поездках на верхних полках поезда в отдаленные союзные республики.

Интересным был вопрос от мечтах в театре: оказалось, что мечтается о Каролине в «Мистере Икс» и драматическом спектакле, поставленном на нее, чтобы найти в себе что-то еще — новое, интересное!

Ведущий встречу Александр Бабик, смущаясь, отсыпал искренние комплименты: «Как много в вас <всего>, я прямо заново влюбился!» — а также благодарил за… сало и кабачковую икру, которыми артистка подкармливает тех, кто пытается наступать на пятки, но продолжает любить.

* руководитель службы интернет-продвижения и связей с общественностью Московского театра оперетты; соавтор иммерсивной экскурсии «Особняк на Большой Дмитровке» и документального спектакля «Маленькие странички большого дневника»

** артист театра, соавтор и режиссёр документального спектакля «Маленькие странички большого дневника»

*** Амарфий Лилия Яковлевна — народная артистка РФ, Ансимов Георгий Павлович — народный артист СССР, Бертман Дмитрий Александрович — народный артист РФ, Варгузова Светлана Павловна — народная артистка РФ, Васильев Герард Вячеславович — народный артист РФ, Веденеев Юрий Петрович — народный артист РФ, Гулиева Инара Александровна — заслуженная артистка РФ, Жердер Жанна Эдуардовна — заслуженная артистка РФ, Зайцева Елена Геннадьевна — народная артистка РФ, Коледова Марина Викторовна — народная артистка РФ, Константинова Татьяна Викторовна — заслуженная артистка РФ, Кудряшов Олег Львович — заслуженный деятель искусств РФ, Маркелов Александр Николаевич — народный артист РФ, Родин Владимир Васильевич — народный артист РФ, Титель Александр Борухович — народный артист РФ.

Ольга Владимирская специально для MuseCube

Фото Ольги Кузякиной предоставлено службой интернет-продвижения и связей с общественностью Московского театра оперетты


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.