Жизнь как фреска в объективе фотографа

Жизнь как фреска в объективе фотографа

В январе этого года отмечается 100-летний юбилей со дня рождения советского кинорежиссера Сергея Параджанова. Режиссер создал уникальные метафоричные, поэтичные, особенно оцененные на западе премиями и наградами, фильмы «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сумарской крепости», «Ашик-Кериб» и другие.

В государственном музее РОСФОТО 15 марта открылась выставка «Рядом с Параджановым». Выставленные кадры представлены из альбомов ученика и друга режиссера — фотографа Юрия Мечитова и художника-фотографа Елены Карусаар. Хроника событий охватывает десятилетний период с 1979 по 1989 гг.

Экспозицию разделили на два зала. Здесь и цветные, и черно-белые фотографии. Последних все же больше. Начальник выставочного отдела Елизавета Воробьева рассказала о замысле выставки: «Задача экспозиции — показать Сергея Параджанова с разных сторон. Благодаря фильмам, он всегда ассоциируется с цветом, так как она несет свою символику. Такие фотографии (монохромные) позволяют посмотреть на фактуру персонажей в цвете, сравнить с двух сторон и понять, как это было на экране».

Через объектив Юрий Мечитов зафиксировал важные встречи, моменты, эмоции, в общем, образ жизни Сергея Параджанова таким, каким он был ежедневно: насыщенным и богатым на впечатления. Вместе они ходили по тбилисским улицам, и мастер был спонтанен на творческие выдумки. На одном из снимков 1979 года Сергей Параджанов стоит рядом с прохожим — пожилым грузином в чохе с кинжалом на поясе (национальный грузинский костюм). Шутя, он подражает мужчине, имитируя руками лезгинку. В названии кадра Юрий указал в скобках, что где-то на улицах Тбилиси они встретили бухгалтера Платона. Вот так и не угадаешь, какого странника встретишь через мгновение! На другой фотографии на проспекте Руставели Сергей неожиданно выхватывает помело у дворницы-курдянки и начинает подметать центр города.

В композиции следующего снимка Сергей запечатлен с колесом в одной руке, а в другой – с бутылками лимонада на фоне обветшалой стены жилого дома и открытой двери, ведущей в безмолвную мрачную лестницу. В отдельной цветной рамке к фотографии подписан развернутый комментарий от Юрия Мечитова: оказывается, в тот день он встретил Сергея, возвращающегося домой с покупками и со старым велосипедным колесом, которое не поленился подобрать. Описание кураторы выставки взяли из его знаменитого альбома «Сергей Параджанов. Хроники диалога», где ведется «постоянный многолетний диалог фотографа и его героя кинорежиссера. Он часто не называет фотографии, а описывает ситуации, которые предшествовали появлениям снимков», – добавляет заместитель главного хранителя Василий Гусак.

Когда просматриваешь выставку, слышишь голос самого Юрия Мечитова: в отдельном помещении на видео он рассказывает о том, где были сделаны кадры и как в настоящее время изменились эти места в городе. Создалось ощущение, будто экскурсию посетителям проводит гид Юрий Мечитов.

Композицию знаменитого снимка «Полет черного ворона» на фоне святой горы Мтацвинду Параджанов задумывал давно. 15 мая 1981 года вместе с приехавшими в гости сотрудницами Ленфильма (специалистами по цветовой передаче на кинопленке), он занялся печатью копий фильма «Цвет граната», решившись претворить мысль в явь. На дороге среди деревянных двухэтажных домов Сергей расставил девушек вдали по диагонали, а сам артистично на переднем плане подпрыгнул ввысь, взмахнув широкими полами куртки. Третий дубль получился более удачным. По этой фотографии в 2004 году в честь 80-летия Параджанова был сделан памятник в Тбилиси. Он установлен на стене, чтобы создать эффект парения над землей.

Василий Гусак отметил одну интересную черту режиссера: «Параджанов любил сочинять истории. Они из него вылетали моментально одна за другой. На фотографии Сергей держит картину с портретом его отца-купца. Отец действительно занимался торговлей, антиквариатом, и он сформировался как мальчик, который живет в большом доме, где много старых и ценных предметов: тканей, ценностей, мебели, картин. И как рассказывал Параджанов, он обычно заглатывал ювелирные украшения, потому что к ним по лестнице поднимались сотрудники грузинского НКВД с обыском из-за контрафактных вещей. Но это было немножечко сочинено. На фотографии из-под картины выглядывает соседский мальчишка. Вокруг Сергея всегда было много детей. Он любил их, играл с ними, обыгрывал ситуации. И вот указал соседскому мальчику на худобу фотографа, мол его специально родители не кормят, потому что они вместе грабят квартиры. И худой такой, чтобы залезал в форточки. Конечно, это была не правда. Моментально он обыгрывал предмет или объект в словесной импровизации или игровой с жестами».

Многие друзья, близкие и знакомые отмечают магнетизм, очарование Сергея Параджанова. У него дома, на улице Котэ Месхи, часто проходили встречи и знакомства со знаменитостями: итальянским актером Марчелло Мастроянни, американским поэтом Алленом Гинзбергом, Владимиром Высоцким, артистами Театра на Таганке и многими другими. В жизни режиссера есть отдельная глава о том, как он сидел в тюрьме три срока, в сумме 15 лет. Гостями Сергея нередко становились даже бывшие уголовники, воры, преступники.

На одном из снимков рядом с Параджановым узнаешь советского режиссера театра и кино, сценариста Андрея Тарковского с серьезным и недовольным лицом. В тот вечер они посещали выставку «Графика». Параджанов попросил Тарковского что-нибудь сказать про художника со сцены. Хотя тот сильно сопротивлялся, но всё же согласился. После показа запечатлен момент, когда в кулуарах Андрей выговаривает свое недовольство Сергею – не принуждать его говорить против воли и желания. Тем не менее, разногласия никак не повлияли на многолетнюю дружбу.

Василий Гусак поведал об одной существующей версии, когда «Параджанов, посмотрев «Иваново детство» Тарковского, изменился в целом как режиссер. Потому что он снимал больше колхозные, жизнерадостные элегии, которые вышли на украинской киностудии имени А. Довженко. В общем, оставался «среднячком» в мире режиссуры. После этого Параджанов в 1964 году снял совершенно другой фильм «Тени забытых предков» на той же киностудии. Этот фильм шумно прошелся по кинофестивалям планеты и принес киностудии более ста девяти мировых наград. Тарковский неоднократно бывал в Киеве, а у Параджанова там была такая же известная квартира, как и в Тбилиси. Так они и подружились. Впоследствии, они не часто, но встречались, ценили друг друга. И когда Параджанова посадили, для Тарковского это стало острым уколом. За границей, в Италии, Андрей писал многим известным западным режиссерам, чтобы как-то воздействовали на советское правительство. Главное — они чувствовали уникальность друг друга, подчеркивали это. Параджанов был прямым человеком в своих оценках, так же, как и Тарковский. Сергею не нравился «Сталкер», он считал его слабым фильмом. Но в целом понимал, что Тарковский – большая величина».

Во втором зале показаны монохромные фотографии, портреты Елены Карусаар к последнему законченному фильму Параджанова «Ашик-Кериб» и цветные афиши. Часть снимков шла как рекламная полиграфия. Художественная драма, снятая по мотивам малоизвестной турецкой сказки Михаила Лермонтова, повествует о любви бедного парня к богатой девушке, о столкновении противоборствующих сил материального мира и мира искусства. Кино снимали на студии Грузия-фильм в 1988 году. Во время церемонии в ФРГ Параджанов со слезами посвятил его вечной памяти дорогому Андрею Тарковскому. Интересно, что на главную роль мусульманина Ашик Кериба Параджанов взял своего соседа курда Юрия Мгояна, не профессионального актера, а обычного хулигана.

Отдельно на экранах планшета можно пролистать собрание фотографий к фильму «Ашик-Кериб» из Государственного центрального музея кино, рисунки, коллажи режиссера из ереванского Музея Сергея Параджанова.

В быстром ритме мегаполиса такие личности как Сергей Параджанов дают пример нам останавливаться и замечать красоту в обыденных вещах, стремиться к щедрости, открытости и даже детской непосредственности. Ведь все в руках человека – собирать жизнь из маленьких ярких фресок. По словам советского и российского театрального режиссера, актера Юрия Любимова, Сергей Параджанов излучал веселье. «Вечные именины» – такая кличка была у него. Его непрерывный стёб, вероятно, служил ему защитной маской от абсурда окружающей жизни».

Выставка продлится до 19 мая.

Татьяна Смирнова специально для Musecube
Использованы фотографии с официального сайта РОСФОТО


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.