Дар мечты. «Безымянная звезда» Екатерины Луниной

безымянная звездаМожешь совсем уйти,
Только свети, свети…
Ю. Визбор

Режиссёр Екатерина Лунина продолжает тему «бедных людей»: после «Мечтателей» по Достоевскому она представила на сцене ДК РГСУ на Стромынке «Безымянную звезду» Себастиана. В главных ролях по-прежнему Виталий Иванов (Мирою) и Юлия Апалат (Мона). Учителя музыки играет Даниил Богданов, «мадмуазель Куку» — Екатерина Латуринская, в роли мужа Моны Грига выступил Олег Доброван. За хореографию отвечает Елена Воронова.

Пьесу «Безымянная звезда» у нас ставили достаточно, начиная с известного телефильма с Костолевским/Вертинской/Козаковым. Существует несколько мюзиклов разных авторов на этот сюжет, один из них, недавно поставленный в Нижнем Новгороде, приезжал осенью в Москву на фестиваль «Видеть музыку». Отчаянно романтический сюжет, кажется, рассмотрен театрами со всех сторон. Что же привнесла сюда новая постановка?

Еще в «Мечтателях» мне запомнилась неожиданная концовка, добавленная Екатериной Луниной к печальной истории, подсмотренной Достоевским у жизни. Она придавала грустному, но кроткому сюжету пугающую остроту и заставляла задуматься о том, что могло происходить за рамками повести.

В случае с пьесой Себастиана – ожидания не обманули – произошло то же. С самого начала персонажи являются публике в костюмах и пластике практически клоунской: движения марионеток, яркие краски и нелепый покрой нарядов. Появляется «неизвестная» — и клоунада отступает, прорываясь только изредка при смене сцены. В нехитрых декорациях купе поезда служит кладовкой и чердаком дома учителя астрономии, сундуки – книжными шкафами и прочими нужными предметами. Над головами героев время от времени загорается что-то вроде небесной сферы, где мы наблюдаем вместе с ними то вращение созвездий, то путешествие светящегося паровозика по континентам нашей Земли. Наконец, хореография приходит на помощь в сценах любви – не прибегая к натурализму, нам дают возможность сравнить характер отношения к женщине доброго Морина и агрессивного Грига.

Никакие внешние ухищрения не помогут, когда на сцене нет живой души персонажей, раскрывающихся через артистов. В «Безымянной звезде» артисты – и есть душа всей истории. Шутка ли, в зале за два часа ни разу не зазвонил ничей мобильник, и продолжительные разговорные эпизоды – то есть практически весь спектакль – шли в напряженной до тихого звона тишине, прерываемой изредка смехом в иронические моменты.

Кто знает сюжет, насладится его удивительно нежной и до боли тонкой интерпретацией. Кто не знает – удивится событиям, оценит юмор, опечалится исходу баллады. Потому что, пожалуй, у Екатерины Луниной получилась именно баллада – о мечте, отсылающей куда-то в область фантазий Фарятьева, грезившего мировым единением во имя добра.

Концовкой же режиссёр сумела снова задать вопрос, на этот раз такой: была ли женщина? И даже более того: кто все эти люди, что суетились вокруг астронома и выглядели так карикатурно? Они действительно такие, или перед нами прошёл парад воображаемых коллег и соседей, какими их видит «сумасшедший» учитель?

Невидимая звезда. Неслышная музыка. Несбывшаяся любовь. Разве это «не» делает их менее настоящими для тех, кто ими живёт?

Елена Трефилова специально для MuseCube
Фотографии автора можно увидеть здесь
Фотографии Ирины Максимовой можно увидеть здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.