Эзоп 1Пожалуй, я не ошибусь, если заявлю, что театр «Буфф» из Санкт-Петербурга не слишком хорошо знаком московской публике. Тем большей интригой стали гастроли артистов из Северной столицы не где-нибудь, а на подмостках Малого театра. Именно на этой исторической сцене 31 марта давали мюзикл «Эзоп» — тоже «тёмную лошадку», о которой не было известно ничего, кроме названия и пары кратких фактов из пресс-релиза.

От того особенно впечатляюще смотрелись толпы страждущей публики, стремящейся лично познакомиться с жизненными неурядицами древнегреческого философа (зрительный зал Малого театра был забит под завязку). А количество желающих отхватить лишний билетик на входе напоминало те далёкие времена, когда я была ребёнком, и попасть в театр порой оказывалось поистине нетривиальной задачей.

Немного истории. Театр «Буфф», между прочим, существует весьма давно: Исаак Штокбант основал его в 1983 году на базе своего курса артистов эстрады, выпустившихся из Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Сегодня у театра достаточно обширный и интересный репертуар как для взрослой публики, так и для детей. А вот с «Эзопом» получилось довольно интересно.

Ещё в 2002 году Исаак Штокбант поставил на сцене «Буффа» спектакль «Лиса и виноград (Эзоп)» на тему пьесы Гильерме Фигейредо. А спустя 15 лет он решает вернуться к той же истории, но в качестве первоисточника выбирает трагикомедию Николая Денисова «Ночная басня про любовь» и жаждет превратить жизнеописание Эзопа в мюзикл. Музыку специально для театра «Буфф» пишет не кто иной, как Максим Дунаевский, и вот, наконец, 15 сентября 2017 года дают премьеру, весьма благосклонно принятую как простыми зрителями, так и профессиональными критиками и журналистами.

Я абсолютно не знала, чего ожидать от «Эзопа» — для чистоты восприятия даже ни одного отзыва не прочитала. Основным критерием решила определить для себя такой: стыдно или нет будет лицезреть данный мюзикл на подмостках Малого (да, кстати, как странно звучит: мюзикл — и в Малом театре).

Несмотря на ощутимую задержку (гастроли на то и гастроли, чтобы порождать технические неурядицы, которые в данном случае были успешно решены — по крайней мере, зрители при просмотре мюзикла ничего не заметили), артисты с ходу взяли быка за рога и умудрились погрузить утомлённый ожиданием зал в происходящее с первых тактов начальной арии. А потом было истинное великолепие и радость публики: труппа неведомого прежде театра «Буфф» оказалась превосходной, а постановка — яркой, выпуклой и интересной. Честное слово, трёхчасовой спектакль пролетел практически на одном дыхании, а финал действительно пронял до мурашек.

Несколько расстроила музыкальная составляющая: как-то большего ожидаешь от Дунаевского, а арии «Эзопа» кажутся при первом знакомстве достаточно проходными и незапоминающимися. (Может быть, проблема в том, что при написании музыки, как сказано в пресс-релизах, Максим Исаакович опирался на вокальные данные актёров «Буффа», а потому был ограничен в выразительных средствах? Вполне возможно.) Да и саму историю, лежащую в основе спектакля, сложно назвать очень захватывающей — это одна из версий жизненного пути философа и баснописца, про которого точно не известно ничего, даже существовал ли он на самом деле. Так вот, «экшна» в данном сюжете мало. Зато есть доля неплохого юмора, любовь и ненависть, рабство и свобода — и, конечно же, выбор. А чтобы сделать этот выбор, необходимо однажды понять, что внешняя красота может скрывать внутреннее уродство, а тот, кто уродлив лицом, на самом деле оказывается прекрасен душой.

…и белая, прекрасная, свободная птица, парящая в финале над героями мюзикла и зрителями… Это тот самый случай, когда можно простить спектаклю почти любые прегрешения (даже абсолютно дисгармонирующую с остальным материалом сцену со жрецами, которая, видимо, призвана расслабить и воодушевить подуставшего к этому моменту зрителя), ибо он говорит правильно и о правильном.

Не могу не упомянуть артистов. Превосходна работа Мурада Султаниязова. Его Эзоп достоверен и трогателен, ему невозможно не сочувствовать, и даже если бы спектакль в целом меня не вдохновил (к счастью, как вы уже поняли, этого не случилось), я была бы рада даже одной возможности познакомиться с этим актёром и его талантом.

Впечатлили меня и Евгений Александров (Ксанф, доморощенный философ), и Виктория Заболотная (утончённая холодная красавица Елена, жена Ксанфа), и Андрей Подберезский (Гнатон, раб-музыкант). Впрочем, я повторюсь: хороша была вся труппа, жаль только было ансамбль, которому досталась буквально пара сцен — в начале и финале.

Главный вывод такой: было ли стыдно за «Эзопа» в стенах Малого? Отнюдь! Это оказалась пусть своеобразная и местами спорная, но сильная работа. А ещё — совершенно уникальная, ведь более ни в одном театре мира вы в принципе не увидите мюзикла про греческого баснописца.

И, знаете, лично мне хочется побывать на других постановках «Буффа». Буду в Питере — обязательно загляну в афишу!

 

 

Ирина Мишина специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Анастасии Чирковой смотрите здесь

Фоторепортаж автора можно увидеть здесь

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.