Vb8lyJWK0sUЕсли у Вас когда-нибудь были предрассудки относительно театра кукол, то сейчас самое время их развеять: в Санкт-Петербурге стартовал I международный фестиваль театра актуальных кукол «БТК-Фест» – событие, вобравшее в себя почти все новые веяния и течения в области современного визуального театра. С 19 по 23 сентября у петербуржцев есть чудесная возможность удостовериться, что кукольный театр – это не просто детские спектакли с ширмами и сказочными персонажами, а сложносочиненная материя, где в роли куклы может выступить любой одушевленный и неодушевленный предмет.

Большой театр кукол, на базе которого проходит фестиваль, уже не раз своими взрослыми и детскими спектаклями подтверждал, что является настоящей «экспериментальной площадкой, открытой к поиску новых выразительных средств и возможностей сценического языка». В этом году для театра настала пора расширения горизонтов, и в гости к петербургским коллегам из Италии, Франции, Израиля, Бельгии и других стран приехали коллективы, для которых работа с необычной формой является приоритетом. Формат и эстетика спектаклей, заявленных на фестивале, не менее обширны, чем их география: от хрупкости и эфемерности бельгийской постановки «Fragilie» до гротескного «трагифарша» Могилевского областного театра кукол («Гамлет»).

Показы проходят в дневное и вечернее время на четырех площадках БТК, а также на сцене «Театра на Литейном». Таким образом, за один фестивальный день можно увидеть несколько постановок и концерт из офф-программы «БТК-Феста», которая проходит в фойе Большого театра кукол после вечерних спектаклей.

RnGKA3r4FYMОднако в первый день организаторам и участникам «БТК-Феста» было явно тесно в стенах БТК: масштабное открытие, сопровождаемое гуляниями, карнавалом и даже паркур-шоу, вышло на улицы города. После утренней лекции профессора Марека Вашкеля о современном европейском театре, театре объекта и театре визуального искусства, словно в подтверждение истоков профессии кукловода, состоялся спектакль «Пульчинелла-ди-Маре» итальянского актера и режиссера Гаспаре Назуто. Пульчинелла – персонаж уличных неаполитанских представлений, традиции которых поддерживает Гаспаре Назуто, самостоятельно изготавливая деревянные куклы, придумывая новые приключения старинных героев и, главное, применяя уникальную голосовую технику, появившуюся еще в XVI веке. Гаспаре Назуто своим примером показал, что традиционный театр может быть не менее актуален, чем поиски авангардных форм.

После «Пульчинелла-ди-Маре» в Михайловском саду началось уже упомянутое уличное представление, настоящий театральный парад, ознаменовавший открытие фестиваля. Хотя благодаря радостному настроению, юношескому задору, легкости и какой-то абсолютно домашней обстановке гораздо справедливее называть праздник актуальных кукол именно фестом, как и заявлено в названии, тем самым снимая пафос и официоз привычных фестивальных событий. Артисты из Упсала-цирка, актеры «Цеха свободных художников», студенты мастерской С.Д. Бызгу добирались до театра по воде и по земле, поздравляя прохожих и настраивая окрестности в радиусе двух километров на праздничный лад. К шести вечера в стенах и на стенах Большого театра кукол началось настоящее паркур-шоу от «Parkourcity SPb», из окон выпрыгивали бесстрашные ребята, совершая в воздухе немыслимые кульбиты, преодолевая законы земного тяготения и напоминая, что люди могут летать, как птицы, когда они соприкасаются с творчеством.

WTWbI4ByVX8Эстафету театрального парада подхватили организаторы фестиваля, без лишних торжественных речей объявив «БТК-Фест» открытым и освободив сцену актерам БТК, представившим новый спектакль Руслана Кудашова «Книга Иова» – заключительную часть трилогии по ветхозаветным текстам (в репертуаре уже есть «Екклесиаст» и «Песнь песней»). Но премьерой первый день не закончился: после аншлага на «Книге Иова» праздник переместился в фойе театра, где в рамках офф-программы прошел прекрасный камерный концерт петербургского коллектива «Do-Re-Mi Orchestra», чье творчество вписывается в парадигму «аскетизм, аутизм, минимализм». Но, в отличие от постулата «Do-Re-Mi Orchestra», «БТК-Фест» не стремится ни к аутизму, ни к аскетизму, ни, тем более, к минимализму – впереди еще четыре дня, призванных максимально расширить границы существования людей и кукол в театре.

Елена Бачманова, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Большого театра кукол

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.