Анна Слынько: Антигона одинока на своем пути
Фотография предоставлена Пресс-службой ТЮЗа

Хрупкая, чуткая, с ясной и пронзительной мыслью, Анна Слынько  работает в ТЮЗе имени А.А. Брянцева уже 15 лет. На данный момент актриса занята в 18 постановках театра и репетирует главную роль в спектакле «Иванов» Дениса Хусниярова. Анна Слынько — номинант театральной Премии «Прорыв» за исполнение роли Эрнестины в XX веке в спектакле «Близкие друзья». В премьерном спектакле  Александра Морфова «Антигона» актриса играет заглавную роль. В  ее исполнении — это искренняя, бескомпромиссная девушка, рожденная для жизни, но обреченная на смерть. О том, что движет героиней, страхе смерти и выборе собственного пути читайте в нашем материале. 

— В чем состоит уникальность подхода Александра Морфова к материалу?

— Александр очень интересно работает с текстом, берет несколько разных переводов и компилирует из них тот смысл, который ему важен. Так было и с постановкой «Ромео и Джульетта», и с Антигоной». Стихотворный текст трагедии Софокла — довольно пафосный, Александр же стремился максимально уйти в разговор, добиться человеческого звучания. Мы изучали различные переводы пьесы, искали подходящие нам фразы. Скажу больше — в одном тексте слова стоят в таком порядке, во втором — чуть-чуть в другом, это дает немного разный оттенок и глубину смысла, поэтому для нас было важно подробное исследование различных переводов пьесы.

— Ваша Джульетта и Антигона пронизаны духом свободы и протеста?

— Мне не кажется, что Джульетта настолько свободна — да, ребенок сопротивляется, но о какой свободе может идти речь, когда ты со всех сторон обложен традициями, мнением родителей? Есть любовь и какие-то правильные ориентиры, какая-то человеческая интуиция, максимализм, но не свобода. Джульетта находится в ситуации необходимости выбора. Антигона — тоже несвободный человек, у нее куча обязанностей, плюс четкое понимание того, как ее воспитал отец, что она с ним прошла и как она должна действовать. Может быть Жанна Д’арк и была свободна и решительна, она перелопатила свою жизнь, но эти девчонки находятся в других обстоятельствах, но воля к поступкам в них жива.

— В финальном диалоге с Креоном Антигона переосмысляет свое решение, но все равно не отступает от него?

— Стремление похоронить брата было в определенном смысле предлогом, но Антигона сначала этого не понимает, действует, потому что у нее есть чувство долга. Человек поступает эмоционально, в аффекте, чувствуя, что не способен поступить иначе в определенных обстоятельствах и не думая о последствиях, а уже потом приходит к выводам о самом себе. В разговоре с Креоном оказывается, что вопрос о брате забыт и оставлен далеко в прошлом — причем даже не во времени, а сознании. Дело не в брате, а в принципах, которые формируют человека, его волю. Для Антигоны существует понятие высокая любовь  — даже после смерти отец остается главным ориентиром в ее жизни. Он ведет Антигону и остается для нее островком, мыслью, за которые она цепляется, чтобы сделать решительный шаг.

— К каким главным выводам приходит ваша героиня?

— Антигона растет над собой, осознавая, что идет своим путем. Сначала ей показалось, что сестры должны действовать вместе, идти одним, безусловным, кровным путем. Но в результате разговора с сестрой, она приходит к пониманию, что это только ее воля, что только в ее сознании живет долг, не в сознании близких людей. Оказывается, что ты одинок на этом пути — это довольно сильное открытие, ты никого не можешь тянуть туда, куда ты хочешь. Ты выбираешь путь и идешь по нему один. Страшно признаться самому себе, что тебе придется идти туда одному, что тебя никто не прикроет, что это твой личный выбор и никто не обязан идти с тобой этой дорогой Поэтому она отказывается от любви, она не тянет за собой любимого человека — это довольно сильный поступок во имя другого. Антигона ежесекундно испытывает чувство страха и понимает, что она должна нести этот крест одна. Она взвалил его на себя, она и должна нести его, это выбор ее духа.

— Можно ли назвать Антигону героическим человеком?

— Нет идеальных людей — в этой пьесе нам не хотелось никаких подвигов. Как всякое живое существо Антигона испытает чувство страха, подключается инстинкт самосохранения. Для меня это крайне важно, потому что этой говорит о ней как о живом человеке, не об идеальном, в каком-то буддийском состоянии герое, а о человеке, который по сути своей должен жить. И это, конечно, обостряет чувства — жить хочется! В финальной сцене Антигона сначала составляет письмо своему жениху, стремиться зацепиться за жизнь, но постепенно осознает, что в этом уже нет смысла. Зачем писать письмо, если она уже отказалась от любви, почти добровольно уходит от жизни? Смысл только в том, чтобы жить. Но жизнь оказалась ей не по размеру, она не совместима с теми задачами, которые героиня стремиться воплотить. Антигона уже не знает, за что она умирает — случился определенный личностный рост, который подтолкнул ее к этим событиям. Нить натянута и ничего изменить нельзя.

С Анной Слынько беседовала Елизавета Ронгинская специально для Musecube

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.