«Сотворение мира»: деконструкция

К мультимедийным выставкам под общим условным названием «Живые полотна» петербуржцы уже успели привыкнуть. На смену летящим и рассыпающимся под музыку фрагментам репродукций картин Винсента Ван Гога и Ивана Айвазовского пришел один из титанов эпохи Высокого Возрождения Микеланджело.

На этот раз площадкой для красочного шоу стало прекрасное здание архитектора Фельтена на Кирочной улице, на протяжении нескольких столетий широко известное как лютеранский храм Св. Анны, а в прошлом столетии прославившееся на ниве кинематографа – с середины 20 века церковь функционировала как кинотеатр «Спартак». Кинотеатр долгие годы был практически культовым местом, так как зачастую в нем проходили уникальные кинопоказы, в том числе и ретрофильмов. В 2000-х годах кирха была передана лютеранской церкви, и по определенным дням там совершаются службы, но из-за случившегося в 2002 г. пожара здание нуждается в серьезной реставрации.

Лютеранское вероисповедание не запрещает проведение в небогослужебное время различных мероприятий в стенах храма, так как он воспринимается не только как центр духовности, но и как центр культуры. Поэтому открытие 19 мая выставки «Микеланджело. Сотворение мира» стало вполне закономерным событием, если учесть тематику всемирно известной росписи Сикстинской капеллы в Ватикане, фрески которой «оживают» на стенах и на восстановленных после пожара сводах кирхи.

Изображения проецируются на огромные экраны, рассыпаются на фрагменты, «плывут» на зрителя, исчезают и вновь появляются из темноты, то превращаясь в 3D-форматные скульптуры «Рабов» Микеланджело, то в панораму итальянских городов. Все это получасовое действо происходит под музыку Вивальди, Баха, Моцарта, Орфа и других композиторов. Эмоциональное впечатление усиливается и благодаря интерьеру здания, в котором разместилась выставка, – все-таки храмовое пространство обладает особым свойством воздействия на человека, тем более что случай оказался вполне подходящим: сотворение мира и Страшный Суд – начало и конец мира с точки зрения христиан. Где же еще делать попытку проекции вечности, вместившейся в 30 минут земного времени, как не в храме?

Организатором выставки является компания ARTPLAY MEDIA, давно зарекомендовавшая себя в этой области. Одним из самых удачных проектов «живых полотен», подготовленным этой командой, стала прошлогодняя московская выставка «Великие модернисты», которая пока так и не доехала до Петербурга.

Видеоинсталляцию условно можно разделить на четыре неравномерные по времени части: «интродукцию» в виде работ самых известных мастеров Возрождения от Джотто до Микеланджело, «предисловие» к главной теме из краткого перечня работ Микеланджело и на 2 основных «главы» – «Сотворение мира» и «Страшный Суд», написанных мастером в Сикстинской капелле с разницей в несколько десятков лет. «Интродукция» под Вивальди по ощущениям и способу подачи звука немного напоминает рекламный блок в кинотеатрах. Видимо, срабатывает память места.

Организация «экспозиции» привычна для тех, кто был хотя бы на одной мультимедийной выставке, посвященной живописи. В то время как по периметру зала происходит демонстрация фрагментов композиций Микеланджело, на потолке, где некогда располагалась фреска под названием «Восстание Спартака», то и дело продолжают появляться произведения других ренессансных мастеров. Тоже, естественно, частями. Открывая выставку, искусствовед Павел Герасименко сказал, что такая деконструкция произведений, их разборка и сборка может дать нам новый взгляд на эти хорошо известные вещи. Возможно, это действительно так, хотя по логике вещей новый взгляд может появиться только у той части посетителей, у которой уже имеется некий «старый». В этой связи показалось, что было бы более уместно разместить сопроводительный текст не на отдельном экране под потолком, на который довольно затруднительно смотреть из некоторых частей зала, а сделать его периодически «всплывающим» на тех же экранах, на которых демонстрируются изображения. Правда, в этом случае пришлось бы более серьезно отнестись к вопросу соответствия картинки тексту, зато это значительно облегчило бы неофитам в искусстве рациональное понимание летящих на них со всех сторон рук, ног, голов и прекрасных торсов. В данном же случае остается только эмоциональная составляющая. Однако она тоже вполне себе действенна.

Если ставить перед выставкой не только эстетическую, но и отчасти просветительскую задачу, то было бы не менее полезно при демонстрации в самом начале произведений разных художников эпохи Возрождения синхронизировать очередное творение с именем творца. Это пожелание из серии «соединить приятное с полезным».

Сами организаторы неоднократно подчеркнули, что такие видеоинсталляции не являются заменой подлинников, и с этим трудно не согласиться, особенно если имел счастье лицезреть эти самые подлинники воочию. Однако и организаторы, и искусствовед Павел Герасименко, и настоятель церкви Св. Анны Александр Кудрявцев выразили надежду, что это мероприятие послужит катализатором интереса к непреходящим ценностям мирового искусства, а отец Александр предположил, что в силу всем известного факта, что пути Господни неисповедимы, такие выставки могут привести кого-то не только к искусству, но и к вере.

Выставка откроется для посетителей 22 мая.
Часы работы:
Вс–Чт с 11:00 до 20:00
Пт–Сб с 11:00 до 21:00

Елена Немыкина, специально для MUSECUBE
Фотоотчет Елены Карповой смотрите здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.