Аквариум. Обыкновенное чудо

Этот год стал для Аквариума юбилейным. 4000 лет как-никак! В Санкт-Петербурге празднества начались с масштабного концерта в СК «Юбилейный», продолжились летними концертами и завершились в БКЗ «Октябрьский» 5 декабря. И каждый раз – зал полон. Два магических слова – Борис Гребенщиков — все так же завораживают публику, как и много лет назад. Первые же ноты, звуки голоса позволяли почувствовать себя в неземной атмосфере, и все будничное исчезало.

Наступила ночь — начнем подготовку к зиме;
И может быть, следующим, кто постучит
К нам в дверь,
Будет война…

– первые же строки медленно завораживали зрителей.

БГ снял бандану, и теперь в своих желтых очках стал похож на Элтона Джона. Для начала он позволил выплеснуть энергию на «Вавилоне» и «Расти борода, расти». Причем название последней восторженные поклонники начали выкрикивать, едва услышав первые аккорды.
Рэгги сменился неторопливым, размеренным темпом и мягкими, почти интимными словами. И тогда в огромном зале наступила полная тишина. Зрители затаили дыхание, боясь пропустить хоть слово. «Как приятно нарушать порядок» — с удовольствием отметил БГ перед «Контрдансом». С удовольствием сочетая старое и новое творчество, коллектив с легкостью дарил очередной праздник:

Какая радость, когда человек слышит слова растамана,
Какая радость, когда человек что-то слышит.

— и действительно, восхищенный зал с радостью внимал каждому слову Гребенщикова.

На сцене появляется неожиданный гость – японец Кинохати-сан. Можно ли верить словам БГ о том, что он буквально «вчера познакомился с ним на зимних улицах Петербурга»? Органично вплетенная в хор инструментов его бамбуковая флейта сякухати подарила холодному Петербургу «музыку снега» и образ «страны восходящего солнца». Его соло предваряло и дополняло «Последний поворот» и «Голубой огонек». Понимал ли он, что своим искусством он сопровождает народные мотивы с почти нецензурными словами? Какой изысканный диссонанс!

Каждое инструментальное соло прекрасной жемчужиной украшало ожерелье чудесных звуков. БГ с радостью позволял демонстрировать музыкантам свое искусство. Так, одновременное соло флейт «Втором стеклянном чуде» Кинохати-сана, Брайана Финнегана и Игоря Тимофеева привели в восторг истинных ценителей духовой музыки. Добавлял красок и джазовый трубач Вячеслав Гайворонский, в последнее время все чаще выступающий с Аквариумом. Гребенщиков лишь сопровождал это музыкальное пиршество игрой на перкуссии.
Концерт коллектива позволял наслаждаться каждым звуком, получать удовольствие от игры каждого музыканта, испытывать радость от каждой партии, каждой ноты. От сцены и правда было «не оторвать глаз». Взгляд переходил с флейты на перкуссию, с клавишных на бас… — для оркестра важен каждый инструмент, что прекрасен и в отдельности, но, сливаясь воедино, они творили истинные чудеса.

Умело руководя своим ансамблем, Гребенщиков находил в сет-листе, создававшемуся буквально по ходу выступления, место и для редкостей, и для песен известными каждому.
Такой коктейль пришелся по вкусу всем. Кто-то ждет «Навигатора», кто-то в восторге от «Десяти стрел». Никто не был обойден вниманием, и так ли уж важно, какая конкретно песня звучит со сцены? Поклонники с радостью принимали любой выбор БГ. Каждый находил что-то свое в огромном количестве песен, написанных за все существование Аквариума.

Ты можешь аплодировать одной рукой
Вот так — хоп-хоп-хоп!

— теплая, почти домашняя атмосфера позволяла сменить спокойное созерцание на веселье. Участники группы пританцовывали, создавая неожиданные пары. А дуэт БГ с Александром Титовым «К друзьям» вызвал всеобщий восторг. Ну когда еще увидишь такое! Гребенщиков немногословен, он лишь иногда произносит «Спасибо, любимые». Его простые, но проникновенные слова находят отклик в душе каждого.
Бис. И внезапно — «Какие нервные лица — быть беде…» — неужели мы слышим песню, давно ставшую легендой? «Рок-н-ролл мертв, а я еще нет»… Конечно нет, в следующем гору гуру отечественного рока всего лишь 60!

На смену лиричной «Моей звезде» с одного из «доисторических» магнитоальбомов приходила зажигательная кельтская мелодия «Стаканов», под которую не устоять на месте. А «Последний день августа» была посвящена умершему бывшему барабанщику Аквариума Михаилу Кодюкову, который мог «выпрыгнуть в драку прямо из-за барабанов».
Не хотелось, чтобы праздник заканчивался. «Ты пой, не умолкай» — заглавная «Юрьев день» заканчивает выступление, пролетевшее как одно мгновение. Каждая встреча с Аквариумом становится совсем не лишним поводом для счастья и тихой спокойной радости в нашем суетном мире.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фотоотчет Ирины Богатыревой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.