Гармоничный Мазаев

Разгар лета. Концертный сезон в большинстве академических залов на исходе. Совсем скоро вся культурная жизнь сосредоточится в клубах. Но, сколь бы велик клуб не был, это совсем другое. В Камерном зале Московского международного Дома музыки 25 июня выступил с первым официальным концертом Квинтет Сергея Мазаева или, как он себя сам позиционирует с намёком на понятные обстоятельства, Queentet Сергея Мазаева. Конечно, большинство пришло на фамилию Мазаев, на легендарного рокера Мазая, но, выйдя из зала, совсем не хочется писать о рок-музыке.

Формат квинтета стал первой серьёзной остановкой на пути творческих исканий. До этого, ища применение своему любимому кларнету, Мазаев несколько лет сотрудничал с Игорем Фёдоровым и симфоническим оркестром IP Orchestra, был опыт выступления в кларнетовых дуэтах. Но хотелось двигаться дальше. И вот – создан квинтет: четыре девушки-струнницы: Анна Ким (скрипка), Анна Пасько (скрипка), Анна Журавлева (альт) и Ольга Демина (виолончель) и, собственно, сам Мазаев на кларнете. Как называет коллектив Анна Ким, «кларнетовый квинтет».

Концерт в Доме музыки открывает заслуженный деятель искусств, народный артист России Святослав Бэлза: велеречивое вступление, реверансы в адрес исполнителей и лично Сергея Владимировича Мазаева. Почти не важно, что говорит Святослав Игоревич. Гораздо важнее, как он это говорит, и тот факт, что говорит именно он, что он представляет музыкантов с лишь ему одному свойственными интонациями. Само это — уже свидетельство признания.

«В то время, как некоторые исполнители из мира оперы уходят на эстраду, в исполнение популярной музыки, Сергей Владимирович проделывает обратный путь, привлекая своим именем внимание широкой аудитории к классике», — говорит Бэлза. Соглашаясь с оценкой направления движения Мазаева, не соглашусь со второй частью высказывания: при всей своей популярности Мазаев — музыкант в высшей степени специфический, а потому степень его влияния на промоушн академической музыки, весьма ограниченна.

Произведения, составившие основную программу концерта, необычны. Это классика без тени авангардных наслоений века двадцатого: Антон Рейх, Сергей Танеев, Михаил Кейн, Даниэль Обер, Кристофер Болл…. Музыку этих композиторов вряд ли можно часто слышать. Не удивлюсь, если большинству из вас перечисленные имена неизвестны вовсе. А ведь между прочим это персональная подборка Сергея Владимировича!

«На прошлой неделе я был в Санкт-Петербурге и, идя по Невскому, зашел в нотный магазин. Знаете кого я там встретил? Вы не поверите! – восклицает Бэлза. — Сергея Мазаева, перебирающего старые ноты для пополнения своего репертуара». Не своего, конечно. Для исполнения квинтетом своего имени, в котором он не только солист, но и вежливый и аккуратный аккомпаниатор.

На Сергее Мазаеве фрак, на девушках — воздушные многослойные платья. Они расселись на сцене плотной дугой. Сергей с кларнетом по центру, по левую и правую руки – по две с каждой стороны – струнницы. Видеть Мазаева в костюме или в смокинге или во фраке – не такое редкое дело, его сценический образ позволяет так одеваться. Но сейчас, когда звучит квинтет Антона Рейха, происходящее на сцене выглядит одновременно в высшей степени элегантно и при этом немного комично: Мазаев будто втихоря вытаптывает правой ногой ритм, а девушки робко вторят ему своими точёными ножками в ослепительной красоты туфельках. Досадно, но занявших лучшие центральные места представителей шоубиза (по крайней мере они так выглядели) не удержала и эта прекрасная и необычная музыка. Уже после первого же квинтета нетерпеливо подталкивая своих длинноногих спутниц и поднимая ряды, они спешно потянулись на выход. Как сказал бы в такой ситуации один мой чрезвычайно далекий от мира музыки знакомый: «Мне всё понравилось. Просто я очень впечатлительный. Мне просто необходимо удалиться из зала и обдумать услышанное».

Имя Сергея Танеева известно российским поклонникам классической музыки куда больше, чем имя Антона Рейха. Для исполнения его «Канцоны для кларнета и струнного квинтета» к музыкантам присоединяется контрабасист Сергей Гейер. И вот уже на трепещущее звучание скрипок и плавные альт и виолончель накладываются бархатная гортанность контрабаса и неожиданно резкий кларнет.

На Жиге авторства Даниэля Обера к музыкантам присоединился клавесинист Александр Мясников, И опять музыка неизвестная, но этого не менее прекрасная. Малые составы хороши своей прелестной, почти интимной камерностью. Вот и сейчас под струнно-ударное позвякивание клавесина разливается под сводами Камерного зала Дома музыки чуть шелестящий голос кларнета и вторят ему, помогая утвердиться, струнный квинтет.

Неожиданно случился антракт, а впереди ещё предстояло услышать Ноктюрн Михаила Крейна и Концерт Кристофера Болла.

Ноктюрн – пожалуй, самое сюрреалистичное произведение и самое современное по-звучанию из включенных в программу. Музыка более динамичная, в каком-то смысле неритмичная, многозвучная, даже нарочито запутанная в своей намеренной полифоничности. В отличие от ноктюрна, Концерт для кларнета и струнного оркестра Болла – это популярная классика. Очевидно, музыка английская, даже, скорее, ирландская с типичными ритмическими сбивками.

Вот и конец основной программы, но Святослав Бэлза обещает ещё какие-то сюрпризы от Мазаева-рокера, предлагая последнему «тряхнуть стариной и вернуться к порочному прошлому». У Сергея Владимировича почти нет голоса. Несколько концертов подряд сделали своё дело. «Доктор мне запретил петь, даже говорить, но я же не могу молчать, сами понимаете», — улыбается Мазаев.

В сопровождении струнного квинтета исполняется «Двадцать лет спустя» Юрия Антонова. Мазаев фактически шепчет: «Нужна лишь ты, лишь ты одна», и следом соло на кларнете. Публика благодарно улыбается. Деликатное сопровождение квинтета обволакивает тихий голос Мазаева. Из зала столь же деликатно хлопают, боясь нарушить, помешать состоянию нежности и интимности, повисшему в зале к концу концерта.

«Связки — нежный инструмент, с которым я не умею обращаться. А рок-н-ролл, сами знаете, дело хулиганское», — говорит Сергей Владимирович, будто извиняясь. «Первый луч, первый дождь…..» — слова песни из репертуара группы «Моральный кодекс». С нежным соло на кларнете композиция «Первый снег» завершает концерт.

На сцену несут цветы. Музыканты уходят за кулисы. А в зале остается некое приятное и очень благородное послевкусие. Рок- и поп-музыканты, исполняющие обычный репертуар под аккомпанемент симфонических оркестров, делают это в первую очередь для себя. Есть такая модная статусная фишка. Не выступить в таком формате сейчас стало почти зазорно. Мазаев пошёл в обратную сторону. Он отставил себя рокера в сторону и полностью окунулся в классический инструментал, акцентируя внимание публики не на собственном эго, а на прекрасной музыке. У него это отлично получается. Он абсолютно одержим музыкой и творчеством. И хотя ему за 50, Мазаев ощущает себя молодым человеком и не стесняется учиться: учиться музыке, учиться иностранным языкам. Может быть, как раз поэтому его классичность и академичность и не выглядят наносными, а, одевая фрак и оказываясь в окружении очаровательных девушек из струнного квинтета, он выглядит столь гармонично и стильно.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Натальи Габбасовой здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.