Ирландия на ладони, или вечер кельтской арфы от Анастасии Паписовой (Meldis)

Для того, чтобы путешествовать в пространстве и времени сквозь древние сказания и легенды, необходимо быть, по меньшей мере, сказочным волшебником. Или же оказаться под воздействием волшебных чар – вариант тоже неплохой, если волшебник добрый. Именно таким волшебником, вернее, волшебницей, оказалась для нас арфистка Анастасия Паписова, посетившая Петербург в середине августа и отыгравшая свой маленький уютный концерт в известной музыкальной квартире Дмитрия Гороховского. На два часа небольшой концертный зал, с любовью обустроенный Дмитрием, превратился в маленький кусочек древнего Дублина, наполненный удивительными легендами древней Ирландии и чарующими мелодиями кельтской арфы.

IMG_9379Анастасия Паписова – арфистка из Москвы, фактически ставшая первым музыкантом, принесшим кельтскую арфу на российскую сцену. В 90-е годы Настя самостоятельно освоила мастерство игры на этом необычном инструменте и добилась удивительных успехов в своем деле. Девушка выступала в Дублине и Белфасте, а в 2009 году во Франции заняла 5-е место на самом крупном конкурсе кельтских арфистов Festival Interceltique de Lorient. Сегодня Анастасия Паписова выступает как сольно, так и совместно со своим ансамблем Meldis. В репертуар коллектива входят ирландские, шотландские, бретонские композиции, авторские и народные мелодии, а также песни в стиле фолк, исполняемые на русском языке.

19 августа Анастасия Паписова появилась в квартире Дмитрия Гороховского, словно ирландская фея, материализовавшаяся из воздуха, в длинной белой юбке, с распущенными волосами, и тут же наполнила зал потрясающей энергетикой и позитивным настроением. Удивительно хрупкая, нежная и обладающая прекрасным чувством юмора, она мгновенно нашла общий язык со слушателями и с самого начала не ставила никакого барьера между собой и публикой. Собственно, квартирники Гороховского этим и отличаются: короткая дистанция между музыкантом и слушателем, единое пространство, в котором находятся зритель и артист, позволяют каждому чувствовать себя вовлеченным в процесс, наслаждаясь близостью, которая возникает между всеми его участниками.

В этот раз музыкальная программа Анастасии Паписовой была условно поделена на две части – шотландско-ирландскую и бретонскую, хотя граница между ними была весьма размытой. В перерывах между исполнением музыки Анастасия уточняла, к какой культуре, ирландской или бретонской, относится та или иная композиция, а также рассказывала много интересных историй, связанных с пребыванием группы Meldis на ирландских землях, и не только. Увидеть Дублин глазами Анастасии, увидеть Ирландию, как на ладони, оказалось невероятно любопытно, поскольку рассказ получился ярким и сочным, а, главное, живым и настоящим. Кроме того, Анастасия подробно рассказывала о каждой исполненной песне или мелодии: ирландские тексты она вкратце переводила на русский, а также то и дело останавливалась на различных этнокультурных особенностях кельтско-ирландской культуры, чтобы слушатель понимал весь смысл исполняемой песни. И каждый рассказ был щедро приправлен юмором и доброй иронией, на которую зал отзывался искренним смехом и улыбками. Даже самые трагические напевы, например, песня «Cruel Sister», повествующая о двух сестрах, были предварительно пересказаны Анастасией таким живым языком и с такой изрядной долей юмора, что на душах у слушателей не оставалось места для печали. По сути, концерт Насти можно смело назвать творческой встречей: время, отведенное на музыку и на общение с публикой, было фактически равным.

IMG_9383Но и сама музыка была в этот вечер чем-то вроде рассказа. Недаром исполнительница отметила: в звучании кельтской арфы есть что-то повествовательно-мифологичное, ведь в нежных переливах этого музыкального инструмента плещутся морские волны, брызги переливаются на солнце, и простираются бескрайние живописные просторы Ирландии, Шотландии и Бретани. Арфическая музыка невероятно чиста и трепетна, это музыка, которая возвышает душу и радует сердце даже тогда, когда в песне поется о совершенно земных и обыденных вещах. Музыка Анастасии Паписовой в красках рассказала нам о привычках и обычаях древних ирландцев, об их удивительных легендах и немного о нас самих, какими мы бываем в своих самых красивых фантазиях. Кроме нежных инструментальных композиций и задорных песен о сидре и прочих увеселениях, Анастасия исполнила несколько песен на русском языке – «Зверобой, ромашка и хмель», «Мэглор», «Эльфийскую ушастую» из репертуара Иллет, а также ироничную песню о правильной ирландской невесте. Анастасия Паписова прекрасно чувствует свой инструмент, а арфа доверчиво откликается на первое же, едва заметное, касание пальцев. В этом тонком взаимодействии музыканта и инструмента – тоже свое особенное волшебство.

Концерт Анастасии продолжался почти два часа без перерыва, и за эти часы мы узнали так много интересного, будто прочитали сразу несколько книг о кельтских нравах и особенностях. И, как обычно на квартирниках Гороховского, концерт оставил после себя теплое и радостное чувство, словно после встречи с добрым другом, который пел свои любимые песни для всех вас вместе и для каждого в отдельности. И за эту атмосферу, за это волшебство, созданное Анастасией Паписовой, Дмитрием Гороховским и каждым, кто пришел к ним в гости послушать арфу, мы снова и снова говорим спасибо – спасибо добрым волшебникам, которые делают нашу жизнь чище, светлее и счастливее.

Полина Смирнова, специально для MuseCube. Фото автора.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.