Мешая оперу с металлом

Therion«Ничего делать сегодня не будем.
Во-первых, кролик издох,
а во-вторых, сегодня в Большом — «Аида».
А я давно не слышал. Люблю…
Помните дуэт… Тара… ра… рим…»

М.Булгаков «Собачье Сердце»

 

Любой зритель, осознанно выбрав определённый концерт, пытается заранее угадать полученный от него эффект. Исполнители не имеют значения. Это могут быть прожжённые всеми эпохами старые рокеры или новые молодые экспериментаторы. Опасения от предстоящего концерта Therion колебались по шкале ожидаемых эмоций от «будет занудно и не одного старого хита» до «попытаются сделать мощное шоу, но урезанный состав и возможности зала не позволят». А учитывая, что Кристофер Йонссон грозился впервые привезти тяжелейший груз в виде оперы в 3-х актах и начать таки представление по всему миру творения, над которым он корпел лет пять, волнения прибавляло. Согласитесь, не каждый выдержит 46 композиций, пусть и классического Therion вот так сразу. Речь идёт о новом альбоме 2018 года «Beloved Antichrist». Не стоит думать, что там есть «новый» Therion. Вернее он там конечно есть! От скоростного heavy metal до сложнейших подлинных оперных арий, всё от «Theli» до «Sitra Ahra» на любой вкус. Только гораздо глобальнее и масштабней. Этот грандиозный альбом не очередной поворот к новому направлению, чем так напугали или порадовали поклонников в своё время «Vovin» или «Gothic Kabbalah». Это просто лучшее, что умеет композитор и его группа на сегодняшний день. И равнодушным такой альбом никого не оставит. Но всё-таки, услышать концептуальный концерт аля Джузеппе Верди в исполнении, пускай и лучшего в мире симфо-металлического коллектива по сей день, внушало тревогу. Вдруг у публики выдержки не хватит или качество звука не сдюжет? Длиннющая стойка со стреловидными гитарами и отсутствие клавишных на сцене ещё больше нагнало сомнений. Либо «Зал Ожидания» сегодня станет малой сценой «Мариинки», либо знаменитый Лондонский зал «Hammersmith Odeon» позавидует металлическому замесу, который здесь устроит Therion.

 

TherionРедко бывает, когда не знаешь на что в первые минуты сценического действия обращать внимание. Хотелось увидеть всех участников сразу, прочувствовать яркий звук и насыщенный свет! А может быть всё наоборот. Так вначале показалось. Узнать главный хит с нового альбома (пожалуй хитом называть рановато) «Theme of Antichrist» в живом исполнении сразу не удалось, разглядеть новых вокалисток группы тоже, но хотя бы расположение главных персонажей в предстоящей драме стало очевидно. Therion погнал в галоп без пауз сразу трёх ярых «скакунов»: вышеупомянутую тему из «Антихриста», «The Blood of Kingu», которая превратилась в изящно-радикальный power metal, и единственный неповторимый шедевр короткометражку в стиле sympho black «Din». Вот тут мы все и увидели «звериный» оскал и мощный рык «оперы» в мастерстве Линнеи Викстрём. Она участвует в записях и концертах группы с 2010 года, но всегда немножко и в тени других вокалисток. Дочка главного голоса Therion Томаса Викстрёма теперь настолько уверенно смотрится на сцене, исполняя совершенно разные роли, что место главной примы даже у такого предвзятого худрука как Кристофер Йонссон, ей обеспечено надолго. Её жонглирование голосом от гроулинга на песне «Din» до звенящего, ну пускай не меццо-сопрано, но вполне эпического одухотворённого образа в «Der Mitternachtslöwe», гораздо интересней, чем пресные найтвишеподобные стандарты.

 

Второй акт, предположительно, начался с «Night Reborn», одной из самых лихих бескомпромиссных композиций из «Антихриста». Более того, места для компромиссов уже не осталось. Стало ясно, будет много метала, очень много. Опера откладывается на неопределённый срок, но органическая связь аристократичной современной музыки и старого искусства конечно никуда не делась. Инструментальный костяк группы бас-гитарист Налле Польссон из последней реинкарнации состава истинное воплощение самой главной черты Therion — равновесие между жаром плавильной печи и холодным спокойствием. Очень эффектно смотрелись трое гитаристов в классической акцептовской стойке, махая грифами в унисон под «Temple of New Jerusalem». И Налле Польссон в полутьме казался Рудольфом Шенкером, и не мешал ему никто рвать зал тяжёлым звуком. Удивило, что его подпевки в хоре с вокалистами дополняли общее звучание. А если совсем откровенно — весь концерт, где участники двигались на довольно малюсенькой для них сцене, Налле Польсону ничего и не оставалось как быть главным фронтменом группы. Благодаря его эмоциональной отдаче никто об этом не пожалел!

 

Therion«Wine of Aluqah» кое как раздула тлеющие огоньки в зале и кто-то даже задвигался чуть более, чем на концерте органной музыки. Однако не стоит обижаться на публику. Фаны как обычно поголовно переоделись в туровые футболки, отзывчиво реагировали на любые реплики, многие пытались угадать среди сыпавшихся на них композиций свои любимые из единственно им знакомого альбома «Vovin». Но сегодня пришли не только любители. Пусть они не устроили слэм под сценой, но овацией щедро награждали артистов на каждой паузе.

 

Сравнивать насколько органично звучат у новых (не таких уж и новых) вокалистов партии из альбомов, записанных лет 15 назад, занятие невыносимое и совершенно не благодарное. Лучше вспомнить об ещё одной грани оперы — о театральной. Трудно сказать, кто ставил музыкальную драматургию для сцены, тем не менее смотрится она убедительно и очень эффектно. Томас Викстрём большая удача для Йонссона не только потому, что он может исполнять буквально всё. Он словно записывал 22 года назад с группой легендарный альбом «Theli». Именно с ним великая «Cults of the Shadow» звучит ближе всего к оригиналу за последние годы, именно ему поручено петь заглавные песни с главного триптиха Therion. Пусть другие расписывают октавы его уникального баритона, подходящего под весь «багаж» группы, а зрителям интересней театр. Не что иное, как дуэты с новым сопрано Кьяра Малвестити были самыми интересными моментами концерта. Она выглядит так, будто вчера сошла с подмостков оперного театра «Ла Скала». И дело не только в её внешности. Зрителям конечно надолго запомнятся её осанка, суровый взгляд и пышный бюст, подтянутый корсетом. Движения и пластика, чуждая рок-н-ролльной сцене, даже мимика отличала её от всех остальных артистов на сцене. Стоит, кстати, сказать особое спасибо звукорежиссёру за то, что правильно построил звук, иначе её голос мог повредить несущие перекрытия в здании, а ещё хуже привести к возгоранию легковоспламенимые материалы в зале.

 

Томас и Кьяра сыграли сценок пять, не больше. Они заигрывали друг с другом, открыто враждовали, само собой играли в любовь. Как раз это больше всего и относило всё происходящее к опере. Это вовсе не значит, что постановка не удалась! Зритель ждал концерта живого и неординарного. Он его получил. Акт третий начался с «русской» темы «The Khlysti Evangelist». Ну как же, приехать в Россию и не спеть про Распутина было бы непростительно. И всё же поиски для вдохновения Кристофера Йонссона не могут не вызывать уважения. Выкопать труды забытого русского философа Владимира Соловьёва, друга Достоевского и врага Толстого, а затем на его основе создать главный альбом своей группы, дано не каждому.

 

Непредсказуемо самым весёлым парнем на сцене оказался наиболее загруженный по работе гитарист Кристиан Видаль. Он так старательно, но всегда с хохмой на лице, в противовес всем остальным, рубил свой рок-н-ролл. На концерте звучала идеальная подложка всех клавишных, оркестровок и само собой хоров, но гитарные партии, включая само собой барабаны, отыграны были идеально. Звучанием финальной «The Rise of Sodom and Gomorrah» звукачи «Зала Ожидания» (и Терионовские тоже) смело могут гордиться. Публика, наконец-то, стала буквально бушевать. Сложнейшая вокальная партитура голосов может и является главным козырем группы, но вовсе не это приводит зрителей в восторг. Может быть просто красивая музыка?

 

TherionP.S. Осталось упомянуть про самого незаметного и скромного человека на сцене… Цилиндр он снял после композиции третьей, пиджак в середине концерта, а круглые очки под самый конец. Выглядел как статист, эмоций ноль. Может быть так и должен вести себя настоящий дирижёр и гений. Он рассказал, что Therion первая группа в мире, концерт которой будет (или уже?) транслироваться по прямой связи в космос и ему как всегда интересно в России, что вот завтра он будет играть в Москве… «To Fu…ing Mega Therion!» — были его последние слова и понеслось! Когда группа в полном составе вышла на последний поклон к публике, Кристофер Йонссон улыбался. Видимо остался доволен. Санкт-Петербург тоже.

 

 

Алексей Романенко специально для Musecube.
Фоторепортаж Кирилла Суровцева смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.