О доблестях, о подвигах, о славе. Дню рождения Юрия Башмета посвящается

Пятый год подряд москвичи наслаждаются Зимним международным фестивалем искусств. И каждый раз в рамках фестиваля случается событие, которое по определению становится знаковым в концертной жизни столицы. Вот и 24 января 2024 года в «Концертном зале им Чайковского» состоялся концерт в честь дня рождения основателя фестиваля, всемирно известного музыканта — альтиста и дирижера Юрия Башмета.

На сцене Всероссийский Юношеский Симфонический Оркестр под управлением великого музыканта. Это ещё одно его детище. Именно ему принадлежит идея создания оркестра. В 2012 году коллектив был сформирован в результате всероссийского конкурса-кастинга, позволившего найти музыкально одаренных детишек. Одним из главных критериев замены являются возрастные рамки – участники коллектива должны быть не младше 10 лет, но не старше 21 года. С периодичностью раз в два года проходят отборочные туры, и состав оркестра обновляется.

Из года в год Башмет отмечает день рождения на сцене. Традиционно праздничный концерт идет три, а то и четыре часа. Но не в этот раз. «Сегодня не придут поздравлять мои любимые артисты, коллеги-музыканты. Сегодня прозвучит одно произведение: симфония в четырех частях в одном отделении, — говорит Башмет и добавляет.- Надеюсь, даже уверен, что вы получите удовольствие». Программа концерта держалась в строжайшем секрете до самого начала выступления. Впрочем, сам статус Башмета, его уровень, его вес не могли позволить исполнить что-то несерьёзное.

Буквально накануне Юрий Абрамович получил премию за создание реквием-концерта «22 июня. Ровно в 4 утра», посвященного 80-й годовщине начала Великой Отечественной войны. Тем более глубоко символичным стало исполнение вечером 24 января именно Симфонии №7 Дмитрия Шостаковича, ведь спустя буквально несколько дней отмечалась 80-летие полного снятия блокады Ленинграда. «Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», — писал о создании симфонии композитор.

80 минут музыки в четырех частях на одном дыхании. Ни одного хлопка, как это часто бывает, в перерывах между частями. Начало тихое, робкое, даже сухое… «Нашествие» надвигается издалека и лишь потом усиливается, заполняя собой всё вокруг. Башмет – это художник, рисующий узор более чем ста кистями одновременно. Можно было закрыть уши и только смотреть на спину Юрия Абрамовича. Это отдельное удовольствие и ни с чем несравнимое наслаждение. Он шепчет руками, говорит затылком, обращаясь, в первую очередь, к музыкантам: одновременно ко всем сразу и к каждому по отдельности.

«Человек и война» исполняется Moderato. Poco allegretto. – Умеренно, немного радостно… Вот как можно словами объяснить состояние скупых эмоций, от которых не уйти?! Для драматургии концерта достаточно и понятно. Видеоряд на стенах – трещины, переходящие в бесконечную рябь. Облака ускоряются в своём движении.

«Родина в годину испытаний» исполняется Adagio. Медленно, спокойно…. Но где то спокойствие? Как сдержать эмоции? Они сдавлены, они задавлены, они внутри… сердце переполняет гнев, но нет ещё такой силы, которая бы дала возможность распрямиться. Лучи солнца, как запутанная вязь следов коньков на льду, как мутное растрескавшееся стекло с налипшей паутиной и пылью.

«Через борьбу — к победе»Allegro non troppo. Так и только так! Тусклое серо-голубое небо, под которым едва теплится жизнь и внезапно лучи прожекторов на потолке, всполохи над сценой… идёт борьба, идёт война, священная война….

За всё время исполнения зал не дрогнул. Не было традиционного покашливания в промежутках между частями, не было скрипа стульев. Публика слушала исполнение гениального произведения, затаив дыхание. Прозвучали последние аккорды, и Башмет, не проронив ни слова, покинул сцену, а зрители ещё оставались в состоянии культурного шока. На мгновение повисла тишина, и лишь затем зал взорвался овациями.

Юрий Башмет вернулся на сцену и бесконечной вереницей потянулись благодарные слушатели. Цветы несли и несли, а Юрий Абрамович под звуки туша с благодарностью принимал поздравления. Оркестранты сыграли Happy Birthday to You, многократно скандируя «Поздравляем!» Такой концерт не предполагает биса. И это правильно. «Идите отмечать!» — крикнул Башмет со сцены и удалился.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — символ несгибаемой воли и силы духа нашего народа. В 1942 году для исполнения симфонии в блокадном Ленинграде пришлось отзывать музыкантов с фронта. Эпиграф программы гласил: «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию. Дмитрий Шостакович». Именно Ленинградскую симфонию исполнял оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева 21 августа 2008 года в разрушенном грузинскими войсками Цхинвале. 28 февраля 2015 года симфония прозвучала в Донецке, где ее исполнили в рамках программы «Блокадники Ленинграда — детям Донбасса». И сегодня это великое произведение остается на передовой борьбы добра со злом. А исполнить Седьмую симфонию на своем дне рождения — безусловный вызов! И концерт завершился триумфом. Исполнение «Ленинградской» симфонии стало осознанным выбором, знаменем эпохи, выбором момента, когда наша страна возрождается практически из небытия, как птица Феникс.

После концерта остаётся тревожное послевкусие. Что Башмет хотел сказать своим слушателям? Какие мысли и эмоции хотел передать? Каждый сам себе должен и может ответить на эти вопросы. Музыка — это язык, который понятен всем. Слушайте сердцем, и будет вам счастье.

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Яны Иксановой смотрите тут


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.