Оркестр Святослава Текучева и Мария Кац: хрестоматия отношений

Клуб Алексея Козлова. Главный зал. Аншлаг. Приятно. Я рад за любимый клуб. Я рад за москвичей, которые могут ежедневно слушать замечательную музыку и наблюдать отличные шоу. Я рад за музыкантов, а, тем более, за столь блестящих. 26 января на лучшей клубной концертной площадке Москвы выступил Оркестр Святослава Текучева «Good Sound Orchestra» и Мария Кац.

оркестр Святослава ТекучёваСолист и оркестр. Кто первый, а кто второй, кто ведущий, а кто ведомый. Как они взаимодействуют… У Маши Кац и Оркестра Текучева даже вопрос так не стоит. На сцене тесно, но нет толкотни. В музыке много нот, звучание обильное, но всех слышно. Они вместе, они плечо к плечу, уступая и помогая, оттеняя и дополняя друг друга. Вокалистка с невероятной экспрессией, многотембральным сильным голосом и мощной харизмой выступает вместе с одним из самых знаменитых джазовых оркестров России, демонстрируя публике великолепный пример сценического партнёрства и музыкальных взаимоотношений.

Драматургия шоу предполагает, что вначале звучит, по крайней мере, одна инструментальная композиция, и лишь потом на сцену выходит солист. Концерт открывает композиция «Los Angeles», композитор Евгений Ревнюк. Джаз-фанк или фанк-джаз. Мягкие кваки и бульки. На свои соло музыканты встают. Оркестр становится похожим на волнующуюся водную поверхность. Каждый получает свою охапку аплодисментов и порцию любви от благодарной публики. Джазовый оркестр – сам по себе всегда коллектив-праздник!

Мария Кац«Lady Funky» – песня Вячеслава Горского, написанная специально для Маши Кац. «Такое счастье, когда у певца есть свой автор, — признавалась в одном из интервью Маша. – Это очень греет. Это чудо, когда песни пишутся именно для тебя, и ты знаешь, что у тебя есть своя песня». В конце 1990-х годов у Маши был проект MaryLand и блюз-фанк-роковая программа под названием «Рыжий блюз». Предположу, что «Lady Funky» – своего рода мостик в те давние славные времена.

За время концерта, по крайней мере, дважды Good Sound Orchestra обращается к творчеству П.И.Чайковского. «Любви все возрасты покорны» из оперы «Евгений Онегин» приобретают окраску энергичной латины, а «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», теряя меланхолическую романтичность, будто рассыпает из блестящего кулька конфетти, зажигая на лицах собравшихся улыбки.

Мария Кац и Оркестр Святослава Текучёва«Вечный странник» или «Eternal Wanderer» — музыка Льва Землинского, слова Пилигрима (читай — Марии Кац). Именно с ней в 1994 году Маша выстрелила на Евровидении, получив 9 место и фактически прорубив музыкальное окно в Европу. Заслуженно? Безусловно, да. Достойно лучшего? И снова да! Что стало, спустя годы с Евровидением – без комментариев, но это совсем иная история. А вот исполнение со сцены Клуба Алексея Козлова – это такой подарок! Несмотря на более замороченную, приджазованную, что ли, аранжировку – резкие реплики духовых, усложнённый рифф баса, — это невозможный кайф, просто до слёз, и ностальгия до дрожи в коленках. Оказывается, уже было, причём неоднократно, но для меня-то вживую это случилось только сейчас!

Ещё один неожиданный подарок: «Дом жёлтого сна» — необычная для репертуара Маши Кац песня. Исполненная впервые в 2016 году на Квартирнике Евгения Маргулиса, посвященного памяти Анатолия Крупнова, песня приобрела новое лицо и новое звучание именно будучи саранжированной и исполненной в блюз-роковой манере.

Ночь превращается в день,
День превращается в дым,
Дым превращается в тень…

Мария Кац и Оркестр Святослава ТекучёваПожалуй, это самые оптимистичные строки припева. Но звуковые конструкции и яркость в версии Кац сотворили невозможное, отодвинув сумрак и даже угрюмость авторского исполнения. И, наоборот, благодаря специфичному тексту и мелодическим ходам Маша раскрывается с новой драматической стороны.

Молодой виртуозный тромбонист Даниил Ливенцев откладывает инструмент и производит разрыв шаблонов, исполняя рэп-речитативную вещицу. Упруго, современно, внезапно… а, может, и наоборот, допотопно и ретроградно. Это уж с какой стороны посмотреть. Между тем, духовые подстраиваются под резко изменившееся настроение концерта и аккомпанируют.

«Time’s Gone» — ещё одна песня, написанная специально для Маши Кац. Автор — покинувший не так давно этот мир маэстро Горский. Красота и трагизм, просветление и мрак, счастье и отчаяние. В одном только этом произведении есть всё. Влияние Вячеслава Лазаревича на всё происходящее на фанк-роковой и джазовой сцене колоссально. И, кажется, с годами оно только усиливается, а творческое наследие композитора и художника проступает сквозь время, приобретая новую окраску.

Оркестр Святослава Текучёва«It’s a Raining Man» – дискотечный гимн 80-х и бравурное окончание концерта. Характерные для Клуба Козлова остатки буржуазной чопорности улетучиваются бесследно. Как говорится, танцуют все. Музыканты встают со своих мест и играют стоя. Вот это финал так финал!

Когда умолкают инструменты, а сцена пустеет, концерт отнюдь не заканчивается, как не заканчивается и хрестоматия отношений. С этого момента начинается едва ли не важнейший этап музыки – послевкусие, проявление того, что слушатели уносят в себе, уносят с собой, того, что заставит их какое-то время спустя сопереживать и вспоминать, наслаждаясь увиденным и услышанным.

Андрей Ордальонов специально для MUSECUBE
Фотоотчёт Кирилла Видеева здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.