Песни-заклинания Маши Макаровой в Шоколадной Фабрике

Кто не танцевал в пьяном баре под «Любочку»? А кто не грустил, сидя с кофе и сигаретой на подоконнике, под «Московскую»? Песни группы Маша и Медведи въелись в сознание еще в конце девяностых. А сейчас, по прошествии времени, вдвойне интересно было посмотреть, что из себя коллектив представляет сейчас. Видимо, интуиция мне подсказывала, что это именно то, что нужно — остановиться в этой предновогодней суете, забыть на час о поздравлении партнеров, билетах на самолет, курсе евро в конце-то концов!.. Просто хорошо провести время в компании Маши Макаровой и ее медведей. Тем более, что концерт проходил в одном из моих любимых мест – арт-этаже «Шоколадная Фабрика».

При входе всем гостям вручались палочка бенгальского огонька, со строгим наказом «сохранять до завершения концерта» и крупный, красивый мандарин, с наилучшими пожеланиями. На сцене в углу мигает огнями небольшая новогодняя елка. В воздухе веет чем-то домашним. Не то из кухни тянет едой, не то вся площадка похожа на захламленную квартиру друга художника/музыканта/поэта, чуть неряшливого, который не бросается наводить лоск, когда к нему заходят гости. От всего этого и виски в баре кажется вкуснее – как обычно, беру себе двойной «джеймисон». Едва отпив из стакана, различаю ненавязчивое дребезжание гитары. Едва присев на ступени, напротив сцены наблюдаю, как плавно двигаясь, бессменная вокалистка группы обкуривает микрофон и первые ряды, дымящимся куском коры, с которым вышла к публике. Затягивает песню «Веретено». А уже следующей звучит более осязаемая «Земля», в свое время выстрелившая в саундтреке к балабановскому «Брату 2». Мария играет на флейте и извлекает гудящие звуки откуда-то из глубины себя, то отчаянно трясет головой под гитарные рифы, а то застывает в полном не движении. Еще через некоторое время вязкое вступление к «Без Тебя» медленно растеклось по танцполу и загипнотизированные фигуры поплыли из стороны в сторону. Но вот начинается «Мария» и блюзовая нежность заполняет пространство, где только что отчаяние сменялось игривыми и жизнерадостными мотивами. И хотя г-жа Макарова исполняла кристально чисто не каждую ноту, с каждой новой строчкой этой песни становилось удивительно тепло. И еще лучше становилось от лежавшего в сумке мандаринчика.

«Мы играем очень мрачную музыку – мы поняли, что никуда от этого не деться» — заключает певица. О степени мрачности музыки я бы поспорила, но вот сама Мария явно имеет отношение к темным силам и обрядам: вся погруженная в себя, Макарова завывает и хрипит свои песни-заклинания, извивается змеей, распахивает руки-крылья и обсыпает первые ряды перьями. Очередным таким ритуалом стала «Куда»: к этому времени публика в полной мере ощутила на себе ураганную силу вокала певицы — голосила Макарова так, что лед в моем стакане дребезжал, а некоторые поклонники не могли спокойно стоять на месте и начинали танцевать будто шаманы. В толпе, помимо всего прочего, можно было заметить молодого человека, в белых одеждах, на ходулях, упиравшегося в потолок.

Вообще, по словам Марии, группа готовила «программу с детьми», но детей не отпустила бабушка. Пусть без младшего поколения, но без друзей на сцене, все же, не обошлось: для исполнения всем известной нетленки про девочку в синенькой юбочке на сцену была приглашена милая блондинка «Настюха». Настюха страшно лажала, когда пела про юбочку и ленточку в косе, но общего настроения это не портило. Даже наоборот: поклонники счастливо подпевали «Liebe! Leibe!» дурными голосами. С не меньшим удовольствием публика веселилась под «Рейкъявик», размахивая над головами бенгальскими огнями. Ну а под занавес очень резюмирующее прозвучала еще одна умиротворяющая композиция «Прекрасно».

Сама Макарова за время выступления преобразилась несколько раз. Как внешне: выйдя в начале вечера в темном парике, а к его концу демонстрируя публике наполовину выбритую голову в косичках, так и образно. На сцене Мария, такая простая и понятная, ее прямо можно потрогать рукой и зарядиться самым настоящим добром. А кому-то даже повезло получить от нее подарки: собственноручно собранный на Утрише шалфей, кусочек той самой коры, которой в начале вечера обкуривался зритель и камешек в форме сердца, найденный там же на Утрише. Подарком же для всех собравшихся тем вечером в зале «ШФ» стала песня «Новый Год», исполненная вместе с Екатериной Хмелевской из «3х3» за клавишами. В темноте загорелись остатки бенгальских огней и, то самое, сказочное, новогоднее настроение, наконец, звенит в воздухе и проникает в сердце. Опять по телу, вместе с клавишными переборами, разливается тепло и немного щиплет нос.

Собрав все букеты и мягкие игрушки Маша, не обделенная чувством юмора, берет гитару у своего коллеги по группе и поразительным образом перевоплощается в эдакую исполнительницу блатных песен, что звучат из каждого «таксо». Под бурные овации вишенкой на торте стала «Прима Донна» — очередной повод от души улыбнуться и насладиться прекрасным голосом Макаровой. Но вот действо подошло к своему завершению. На столах и обугленные бенгальские огни, отгоревшие свое недолгое пламя, публика не спеша потянулась к гардеробу. А я сижу на ступеньках, ем мандарин и в эту секунду, прямо как в песне – все так хорошо.

Ника Зайцева, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Дмитрия Филоненко смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.